Россия, Москва, 2-я Синичкина улица
Телефон:
+7 (903) 557-22- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Создаем две реалистичные текстуры дерева в Фотошоп

Опубликовано: 27.05.2012 Рубрика: Столярные работы Просмотров: 8096

Выявление текстуры древесины с помощью красителей

Узорчатые переливы кленовой и березовой древесины, а также деревьев других пород будут казаться глубже и блеснут красивыми оттенками, если вы выберете именно этот способ отделки. Вот что нужно знать для достижения успеха в деле выявления текстуры древесины.

Те из вас кто много лет с успехом использует готовые морилки скорее всего удивятся: «Зачем же нужно применять красители? Да кому они нужны?». Только не торопитесь с выводами. В сравнении с пигментными морилками, которые чаще всего можно найти в продаже, красители позволяют получить более чистые цвета, лучше подчеркивающие натуральный блеск древесины. Разница будет заметней, если при помощи красителей тонировать плотную древесину, плохо переносящую обычную морилку, или узорчатую древесину, например, волнистого клена. Морилка, как правило, сделает рисунок древесины немного замутненным, а краситель придаст впечатляющую глубину и насыщенность. Эти различия хорошо заметны на рисунке ниже.

Тонирование волнистого клена

Морилки и красители по-разному воздействуют на внешний вид древесины, так как окрашивают ее разными способами. Пигментная морилка только частично проникает в древесину, окрашивающий эффект создают крошечные пигментные частицы, оседающие в мельчайших трещинах и порах. Если древесина имеет гладкую и твердую поверхность (например, клен), то пигментным частицам просто негде удерживаться.

Морилки в виде геля, обладающие густой консистенцией, формируют на поверхности пленку, но также не проникают глубоко в древесину. Они предотвращают появление пятен, но скрывают рисунок волокон. В отличие от них, красители, будучи полностью растворенными, проникают вглубь вместе с растворителем и изменяют цвет клеток древесины (из-за этих свойств красители иногда ошибочно называют протравами). При этом поверхность становится как бы прозрачной. В некоторые пигментные морилки добавляют краситель, но такая комбинация все же не решает проблем, присущих плотной древесине.

Выявление текстуры древесины с помощью красителей

Выявление текстуры древесины с помощью красителей

Узорчатые переливы кленовой и березовой древесины, а также деревьев других пород будут казаться глубже и блеснут красивыми оттенками, если вы выберете именно этот способ отделки. Вот что нужно знать для достижения успеха в деле выявления текстуры древесины.

Те из вас кто много лет с успехом использует готовые морилки скорее всего удивятся: «Зачем же нужно применять красители? Да кому они нужны?». Только не торопитесь с выводами. В сравнении с пигментными морилками, которые чаще всего можно найти в продаже, красители позволяют получить более чистые цвета, лучше подчеркивающие натуральный блеск древесины. Разница будет заметней, если при помощи красителей тонировать плотную древесину, плохо переносящую обычную морилку, или узорчатую древесину, например, волнистого клена. Морилка, как правило, сделает рисунок древесины немного замутненным, а краситель придаст впечатляющую глубину и насыщенность. Эти различия хорошо заметны на рисунке ниже.

image

Тонирование волнистого клена

Морилки и красители по-разному воздействуют на внешний вид древесины, так как окрашивают ее разными способами. Пигментная морилка только частично проникает в древесину, окрашивающий эффект создают крошечные пигментные частицы, оседающие в мельчайших трещинах и порах. Если древесина имеет гладкую и твердую поверхность (например, клен), то пигментным частицам просто негде удерживаться.

Морилки в виде геля, обладающие густой консистенцией, формируют на поверхности пленку, но также не проникают глубоко в древесину. Они предотвращают появление пятен, но скрывают рисунок волокон. В отличие от них, красители, будучи полностью растворенными, проникают вглубь вместе с растворителем и изменяют цвет клеток древесины (из-за этих свойств красители иногда ошибочно называют протравами). При этом поверхность становится как бы прозрачной. В некоторые пигментные морилки добавляют краситель, но такая комбинация все же не решает проблем, присущих плотной древесине.

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева выполняют двумя щётками:

Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

Красители для древесины: выбор вариантов

Красители продаются в виде жидкости или порошка, и любой краситель можно растворить в одном или нескольких растворителях: воде, денатурированном спирте или масле (толуоле или скипидаре). Впервые приступая к работе с красителями, покупайте водорастворимый концентрат или порошок, который отличается простотой применения, хорошими проникающими свойствами и неплохой стойкостью к выцветанию.

Независимо от способа тонирования, торцевые волокна всегда представляют проблему, так как впитывают больше красителя или пигмента, становясь темнее поверхностей, образованных продольными волокнами. Для получения более равномерного цвета попробуйте воспользоваться одним из двух описанных ниже методов. Перед тонированием отшлифуйте торцевые волокна более мелким абразивом, чем остальные места, или загрунтуйте их смесью шеллака с денатурированным спиртом в пропорции 50:50 и после высыхания слегка отшлифуйте наждачной бумагой зернистостью 220 единиц.

Нанесение красителей на древесину

В большинстве случаев мы предпочитаем так работать с водорастворимыми красителями. Когда проект или его части готовы к отделке, шлифуем древесину, как обычно, и протираем мокрой тряпкой, чтобы поднять так называемый ворс. Просушиваем в течение суток, а затем слегка шлифуем наждачной бумагой зернистостью 320 единиц. Удалив ворс, мы предотвращаем его поднятие после нанесения красящего раствора. Затем разводим краситель, как показано на фото.

Вскипятите воду, дайте ей остыть в течение минуты и добавьте порошок красителя для получения концентрации 30 г/л. Пусть раствор остынет до комнатной температуры

Тщательно перемешайте раствор и процедите его через бумажный фильтр или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц порошка

Пользуясь стеклянной или пластиковой посудой, готовим такое количество раствора, чтобы его хватило на всю работу и не пришлось заново добиваться нужного цвета, замешивая вторую порцию. Проверяем результат на обрезках такой же древесины, из которой изготовлены детали проекта. С помощью обычной губки наносим водный раствор красителя на древесину, размазывая его в любом направлении, стараясь побыстрее покрыть равномерно всю поверхность, чтобы избежать появления пятен и полос при перекрытии уже подсохших мест.

Не следует допускать также пропусков и потеков. Обрабатываем за один раз все стороны готового изделия. Чтобы было удобнее работать с относительно небольшими предметами, по возможности делим большой проект на несколько составных частей или тонируем все детали до сборки. Нанеся раствор на всю поверхность, нужно немедленно стереть излишки мягкой тканью.

модный интерьер

Браширование древесины – одна из замечательных технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твёрдости слоёв, из которых состоит подавляющее большинство массивов дерева. На поперечном срезе любого изделия из дерева чётко виден характерный древесный рисунок, который образован волокнами с различными физическими характеристиками. Одни из них – довольно плотные, другие – менее плотные и довольно легко поддаются обработке.

При удалении слоя мягких волокон, участки, состоящие из твёрдых волокон, становятся рельефными (выпуклыми), явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской. Самый наглядный пример природного браширования – старые доски, выброшенные на берег моря или океана. В них мягкие участки древесины бывают настолько истончены морскими волнами и песком, что более плотные участки могут выступать почти на сантиметр!

Браширование: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твёрдыми породами дерева, у которых есть чётко выраженная фактура и явные слои разной твердости: сосной, дубом, лиственницей, ясенем, орехом, венге. Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования не пригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина: бука, клёна, ольхи, тика, берёзы, вишни.

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования (браширования) древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щётки разной жёсткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для окончательной обработки изделия по окончании процесса браширования

Чтобы ещё больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щётки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

Технология браширования – поэтапно

1. Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щёткой, жёсткость которой подбирается в зависимости от твёрдости древесины. «Щетина» не должна повреждать твёрдые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

2. Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив всё лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – ещё углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стамески в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

3. Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щётки, которая придает детали законченный лощёный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь её необходимо высушить и полностью очистить от пыли.

4. Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счёт образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твёрдых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

5. Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Сфера применения технологии браширования

Доступность и декоративность методики структурирования делают её особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски, полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью. Не менее изысканно смотрится деревянная мебель с брашированными деталями и элементами. У краснодеревщиков особенную ценность имеют материалы, тронутые короедом, поскольку такую фактуру вручную воспроизвести невозможно, а она создает полное впечатление древности деревянных изделий.

Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.

Работа со спиртовыми красителями

Если вы решили применить спирторастворимые красители, имейте в виду следующее:

  • Растворяйте их только в денатурированном этиловом спирте. Не используйте изопропиловый спирт. Не нагревайте этот огнеопасный раствор.
  • Наносите красящий спиртовой раствор методом распыления, чтобы избежать полос из-за быстрого испарения спирта. Используйте распылитель с нагнетанием воздуха от компрессора, а не электрический пульверизатор. Для тонирования небольших изделий можно применить ручной пульверизатор с резиновой грушей.
  • Для тонирования сосновой древесины, наиболее склонной к появлению пятен, рекомендуется смешивать красящий спиртовой раствор с шеллаком и наносить такой тонер на поверхность методом распыления. Растворенный шеллак не впитывается в древесину, а образует на ее поверхности тонкую пленку.

Корректировка результата тонирования древесины

Если цвет выглядит темнее запланированного, лучше сразу же осветлить его. В некоторых случаях, когда результат слишком далек от ваших ожиданий, есть возможность вернуться к стартовой точке. Смойте большую часть красителя водой, а затем удалите остальное с помощью обычного бытового хлорсодержащего отбеливателя. Если хотите сделать древесину темнее, еще раз нанесите тот же или более насыщенный красящий раствор.

Удаление излишков состава гарантирует равномерность окрашивания. Если вы наносили раствор губкой, отожмите ее и снова пройдитесь ею по поверхности

Мокрой тканью можно осветлить поверхность, даже если краситель уже высох, но вы быстрее добьетесь нужного результата, если древесина еще влажная

Освоив приемы работы с красителями и научившись подбирать нужный цвет, начните экспериментировать с цветовой палитрой. Просушив поверхность, добавьте краситель другого цвета, чтобы получить смесь двух красок. Например, добавьте красный краситель, чтобы сделать основной тон более теплым, или синий — для получения холодного оттенка. Если цвет выглядит так, как вы хотели, хорошенько просушите поверхность. Сухая древесина потускнеет, но прозрачный лак вернет ей яркость цвета и красоту рисунка, какими они были при нанесении красителя.

Поверх красителя можно нанести любое покрытие, но будьте осторожны, если решите использовать состав на водной основе. При нанесении водного лака кистью поверх водорастворимого красителя последний может вновь раствориться и смешаться с лаком, делая его мутным. Аэрозольное нанесение поможет избежать этой проблемы.

Источник: remstd.ru

Виды браширования

Существует два способа выполнения работы, которые имеют разный результат:

  1. Механический. Представляет собой классический вариант технологии, когда древесину обрабатывают жесткой щеткой, а затем окрашивают и полируют. Готовая поверхность получается рельефной.
  2. Химический. Подразумевает обработку дерева специальными составами (кислотами или щелочами), разъедающими мягкие волокна. Рельефность готовой доски будет менее выраженной.

Некоторые мастера применяют комбинированный метод браширования. Сначала химическим способом производят черновую обработку древесины, убирая значительную часть мягких волокон. Потом выполняют финишную отделку механическим путем, завершая процесс браширования.

По глубине (степени) обработки брашированная древесина может быть такой:

  1. Структурированная. Подобная обработка является поверхностной, она предназначена для подчеркивания годовых колец и натурального вида дерева.
  2. Сильно структурированная. Браширование создает глубокие борозды вдоль естественных древесных линий.
  3. Ретро. Имеет среднюю глубину обработки, сочетается с окрашиванием специальными составами, придает «внешность» долго использующегося материала.
  4. Ретро 3D. Позволяет получить сильно состаренный материал с резко подчеркнутыми сучками, неровными фасками.

READ Что такое маркетри по дереву?

Метод браширования древесины при помощи металлической щетки

Самый простой метод искусственного состаривания дерева, заключается в использовании металлической или нейлоновой щетки. Алгоритм действий следующий:

  • Доска или планка обрабатывается металлической щеткой вдоль расположения волокон, если этого правила не соблюдать, на поверхности будет много царапин и нужного эффекта декоративности не получится.
  • Волокна нужно убрать на 1-1,5 мм, если необходимо достичь более глубокого эффекта состаривания, можно углубить до 3 мм.
  • После этого поверхность обрабатывается шкуркой до состояния гладкости, сначала используется грубая, а в завершение мелкая.
  • Для браширования древесины с целью получения различной структурности выбирают несколько видов металлических щеток. Значение имеет толщина проволоки.

Чтобы ускорить обработку, ручную щетку можно заменить специальными шлифовальными дисками. Внешне они мало отличаются. Процедура ускоряется посредством УШМ. Насадка крепится на болгарку. Также для получения различных результатов выбирается толщина проволоки.

Лучшего эффекта искусственного состаривания и большей декоративности можно достичь, используя щетки-насадки с тонкой проволокой. В таком случае одновременно происходит процесс легкого шлифования, поверхность получается гладкой, напоминающей лакированную.

Метод предварительного обжига или опаливания

Способ также предусматривает использование металлической щетки или болгарки с проволочной насадкой. Сделать такое браширование древесины — нехитрый процесс.

  • Посредством газовой горелки поверхность дерева обжигается.

  • Затем обрабатывается болгаркой, оснащенной металлическим диском-щеткой.
  • Обрабатывать дерево также важно вдоль расположения волокон, варьируя глубину проникновения.
  • Предварительное опаливание позволяет прижечь наружный мягкий слой и одновременно тонировать древесину.

На этом процесс декоративной обработки не заканчивается. Далее в ход идут морилка и лаки. В зависимости от того, какой цвет необходимо придать изделию, используют цветную морилку. Обработка также не сложный процесс. Водную морилку можно использовать в чистом виде, тогда цвет будет более насыщенным, если этого не нужно, ее разводят водой. Раствор наносится тонким слоем щеткой для окрашивания, при необходимости — в несколько слоев. Если необходимо сохранить натуральный оттенок, применяется морилка в цвет древесины. После высыхания состава дерево покрывается бесцветным или цветным лаком.

Искусственное состаривание дерева

Состаривание древесины – это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки древесины ассоциируется у leon42, участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42, купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

Что такое браширование

Это технология искусственного состаривания древесины. Браширование представляет собой декоративную обработку дерева при помощи жесткой щетки, которая удаляет мягкие волокна и обнажает естественный рисунок твердых волокон. После такого воздействия материал будет иметь рельефную поверхность с явно выраженной структурой годичных колец.

Суть браширования заключается в имитации процесса естественного старения древесины. Весной, когда дерево быстро растет, в его стволе формируется много мягких, рыхлых волокон. После спила именно они подвержены быстрому истиранию, выветриванию. Твердые кольца, нарастающие летом и осенью, более прочные, стойкие к действию повреждающих факторов. Мягкие волокна легко убираются щеткой, в итоге поверхность древесины обретает тот рельеф, который присущ старому материалу.

При проведении браширования глубина обработки и степень удаления мягких тканей может варьироваться. Щетка способна проникать на 0,5-3 мм и даже более. Обычно самую глубокую обработку проводят для придания древесине эффекта сильного состаривания. Оптимальным считается браширование на 0,5-1 мм, которое обеспечивает изделию легкий налет винтажности.

Колерованное масло

Используем тиковое колерованное масло черного цвета. Наносить его нужно кусочком ткани. Далее подождем примерно минуту — и сотрем чистой ветошью. Уже на этом этапе получаем контрастный древесный рисунок. Но останавливаться не будем. Нанесем на поверхность темно-зеленый воск. В результате появляется глубокий зеленый оттенок. Этот метод отделки древесины хорошо смотрится в интерьере. Например, у меня подобным образом отделана стена в гостиной. При разном освещении проявляются различные оттенки.

Добиться нужного эффекта можно, чередуя колерованное масло и цветной воск

Особенности и преимущества браширования

Браширование (от англ. brush – щетка) по своей сути является ничем иным как структурированием древесины путем дополнительной грубой обработки. Последняя заключается в удалении мягких волокон с поверхности материала, дополнительную фактуру приобретают годовые кольца. Название техника получила из-за того, что для придания нужной структуры древесине используются щетки.

Схожий эффект состаривания наблюдается у технологии пескоструйной обработки древесины, когда мягкие волокна удаляются мощным песчаным потоком. В отличие от брашированной, обработанная пескоструйным методом древесина получается более гладкой.

Виды браширования напрямую влияют на то, какие именно щетки используются:

  • Глубокое – используются щетки с толстой металлической щетиной.
  • Легкое – создается при помощи щеток с синтетической жесткой щетиной.

Браширование древесины осуществимо своими руками, чаще всего этот метод используют при небольших объемах работ, поскольку он достаточно трудоемкий и продолжительный. Брашировка массивных элементов (паркета, лестниц, крупных досок) чаще всего производится в заводских условиях, где используются специальные станки со сменными щетками, а процесс максимально автоматизирован.

Способов браширования несколько, но самыми востребованными являются следующие:

  1. Ручной – используются щетки и абразивные материалы. Ручная обработка представляет большую декоративную ценность, но более трудоемкая, подойдет для небольших элементов.
  2. Электромеханический – используется угловая шлифовальная или брашировальная машинка для соответствующих материалов, а также подходящие насадки для дрели или болгарки.

Естественное старение древесины – процесс длительный. Под действием внешних факторов (ультрафиолет, температурные перепады, осадки, ветер) происходит износ ствола дерева. Поверхность буквально крошится, на своем месте остаются только самые твердые волокна. Декоративный эффект присутствует, но в ходе естественных процессов материал теряет свои основные свойства: становится менее прочным, подвержен разрушению, гниению.

К преимуществам браширования древесины следует отнести:

  • Улучшение изначальных свойств древесины. Материал становится более крепким, менее рыхлым, устойчивым к воздействию внешних факторов, плесени, грибкам.
  • Высокие декоративные качества, основанные на заметном контрасте и яркости фактуры после удаления мягкого слоя волокон. Подобные материалы и элементы декора универсальны, вписываются практически в любой интерьер, делают его более солидным, эксклюзивным.
  • Большой выбор древесины для последующей обработки.
  • Тонирование древесины может осуществляться сразу несколькими цветами. Например, основа прокрашивается в светлый оттенок, а поры в контрастный темный или яркий.

Единственным недостатком брашированной древесины можно считать сложность обработки, процесс отнимет много сил и времени.

Кстати! После брашировки деревянную поверхность можно покрыть лаком, морилкой, воском, промаслить или тонировать с помощью пропиток. Декоративное покрытие необходимо, чтобы подчеркнуть текстуру изделия, без этого дерево будет выглядеть недостаточно выразительным.

Возможностей применения брашированного дерева множество, тем более, готовому изделию можно придать практически любой вид, отталкиваясь от общего стиля интерьера. Это может быть монотонный или комбинированный цвет, эффект пыльной или заплесневелой поверхности, имитация сколов, трещин, тиснение золотом или серебром.

Воск + краска

Этот способ очень похож на третий вариант, но краску выберем светло-оливкового цвета — и перед ее нанесением мы не будем обрабатывать волокна воском. После высыхания краски пройдемся по заготовке наждачной бумагой, освободим выступающие волокна от цвета. В результате они будут менее контрастны. Далее обрабатываем поверхности маслом цвета древесины лиственницы. Оно имеет рыжеватый оттенок, что в сочетании с краской даст интересный эффект.

Смело используем наложение различных цветов и оттенков

Браширование дерева

Можно сказать, что данный метод является одним из самых трудоемких. Это название произошло от английской «щетки» — Brush. Она и является главным рабочим инструментом. Любое растущее дерево, независимо от условий, «ведет себя» одинаково: зимой на стволе нарастают плотные, темные волокна (годовые кольца), летом — более светлые и рыхлые, постепенно стирающиеся со временем.

Именно последние «слабые звенья» относительно легко удаляют щеткой, благодаря этой операции дерево приобретает рельеф и старинный вид. Браширование — технология, подразумевающая обработку древесины твердых пород. К ним относится дуб, венге, ель, лиственница, орех, сосна, ясень и т. д. Текстурирование совсем не подходит для бука, вишни, груши, клена, тика.

Материалы, инструменты

Механические способы — браширование и патинирование — имеют почти одинаковый первый этап, во время которого дерево приобретает «старую» текстуру. Поэтому набор необходимых материалов и инструментов в том и другом случае аналогичен. Для работы потребуется:

Лучше заранее подготовить достаточное количество чистой сухой ткани. Для окончательной обработки вместо электроинструмента можно использовать другой вариант. Это наждачная бумага, которая должна быть разной зернистости. Начинают обработку грубым материалом, а заканчивают мелким зерном.

Как состарить дерево?

Процесс состоит из нескольких операций.

После завершения этого этапа заготовку очищают от пыли, на дерево наносят грунтовку, которой дают высохнуть. Потом — слой лазури, морилку или краску. После впитывания состава верхний слой удаляют, стирая его губкой, которой проводят вдоль волокон 2 или 3 раза. В результате этой операции проявится разница в цвете: в искусственно созданных углублениях он будет более ярким. Если повторить операцию еще раз, то эффект станет более выраженным. После высыхания изделия его покрывают бесцветным лаком.

Имитируем структуру дерева акрилом

Этот мастер-класс будет интересен всем, у кого есть мебель, хорошая по качеству, функциональная, но совершенно не подходящая к интерьеру комнаты.

Не всегда есть возможность снять старый лак и заново покрыть поверхность новым. Особенно если речь идет о перекраске в более светлый цвет. И еще, бывает так, что мебель не имеет собственной древесной структуры, то есть пластик, ДСП, металл.

Похожий способ мы используем, когда расписываем холодильники, имитируя структуру и цвет кухонных фасадов.

Для работы нам потребуются следующие материалы:

  1. Комод.
  2. Алкидный грунт.
  3. Наждачная бумага.
  4. Акриловая краска для мебели.
  5. Акриловый лак на водной основе.
  6. Кисти разной толщины и плотности.
  7. Валики.

Приступаем к работе!

Нам предстояло перекрасить комод под новую мебель в комнате. Цвет мебели “Беленый дуб.” На фото ниже подлокотник дивана.

Задача состояла не только в том, чтобы цвет совпадал, но и чтобы структура была похожа.

Начинаем работу с того, что убираем все ручки, шкурим поверхность и аккуратно грунтуем.

После того, как грунт высох, начинаем покрывать акриловой краской.

Краску используем нескольких оттенков, близких по тону и цвету, не до конца перемешанную между собой. Сразу же начинаем наносить краску валиком вдоль, чтобы края валика образовывали полосы-борозды.

Далее нужно кисточкой с разной длиной ворса усиливать этот эффект.

Повторять процарапывания кисточкой следует до полного высыхания краски.

Кисточкой так же мы делаем колировку разными оттенками, добиваясь эффекта древесины.

Вот что в итоге у нас получилось.

Далее мы приступили к декору: слегка патинировали полки. Но при желании можно декорировать как угодно.

Последний этап — покрываем все несколькими слоями бесцветного акрилового лака.

4 способа химического состаривания древесины

Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.

Способ №1. Состаривание щелочью

Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.

На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).

Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.

На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.

2. Реакция красного дерева:

3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:

После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.

Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich

Способ № 2. Патинирование

При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.

На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.

На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.

Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.

Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.

На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.

Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.

На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.

Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.

Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.

Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.

Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.

Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ

Способ № 3. Лессирование

Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.

Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.

На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.

Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.

Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.

После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.

Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.

На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.

Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina

Способ № 4. Уксусная морилка

Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.

Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.

В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.

Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.

Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.

Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.

Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.

Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.

Способы состаривания дерева своими руками

Несмотря на разнообразие глянцевых фасадов, остаются востребованными элементы интерьера из дерева под старину. Приобретение такой мебели влетит в копеечку. В том случае, когда особо тратиться не хочется, от идеи иметь состаренный комод или стол отказываться не следует. Можно попробовать состарить мебель самому. Попробуем разобраться, по какой технологии выполняется обработка дерева под старину своими руками. Ведь природные условия состаривают дерево долгие годы. А чтобы получить результат быстро, придётся состарить дерево искусственным способом.

Зачем состаривают дерево?

Мебель под старину не встретишь в каждом доме. Ее следует использовать там, где это уместно. Дизайн помещения должен быть продуман в соответствующем стиле, чтобы изделия под старину выглядели достойно.

Обычно, процедура состаривания дерева выполняется с определённой целью, а именно:

  • Удовлетворить вкус обитателей жилья.
  • Сэкономить деньги на антикварных вещах. Намного дешевле купить недорогую мебель и состарить искусственно.

Используя определенные методы состаривания древесины, можно получить эксклюзивные вещи. Обрабатывается как полностью всё изделие, так и отдельные его части. Особое внимание следует уделить таким предметам, как комоды, буфеты, полки для книг, зеркальные рамы. Их старят чаще всего, поскольку сложно представить без этих предметов интерьер в винтажном стиле.

Способы состаривания

Процесс обработки дерева под старину своими руками выполняется несколькими способами. Основными из них являются:

  • Химическая обработка – используют для лиственных пород.
  • Обжиг или термообработка – универсальный вариант.
  • Механическая обработка или браширование – этим способом можно обработать изделия из дуба или хвои.

Мебель для состаривания подбирают массивную, с грубоватой фактурой, чтобы внешне она напоминала сделанные вручную предметы прошлых веков. Перед обработкой лучше разобрать мебель на отдельные детали. Это даст возможность обработать даже труднодоступные места.

Для облегчения достижения эффекта старения дерева лучше приобретать материал, который уже повреждён жучком, с наличием незначительных сколов, трещинок и сучков.

Если процесс старения дерева своими руками выполняется впервые, то лучше немного потренироваться на отдельных ненужных брусках. От того, насколько качественно будет нанесён раствор, морилка или лак, зависит качество результата. Выполнять работы рекомендуется на открытом воздухе, чтобы не нанести вреда собственному здоровью.

Как сделать так, чтобы новые доски или мебель получили вид старых изделий? Теперь вы знаете, что для этих целей используют несколько техник. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Механическая обработка

Состарить дерево механическим способом можно в изделиях из таких пород, как сосна, ель, лиственница. Именно у этих видов древесины есть ярко выраженная фактура, наличие слоёв волокон с разной степенью твёрдости.

Основная задача во время механической обработки – образование различного рода сколов, выбоин, трещин искусственным способом. Достичь этого можно такими действиями:

1. Деревянные поверхности обрабатываются с помощью топора или специальной шлифовальной машинки. На них хаотично наносятся выбоины различной глубины и ширины. Брусок обтёсывается, при этом не следует добиваться особой аккуратности и симметричности.

2. После этого переходим к шлифованию поверхности с помощью щётки с металлической щетиной. Легче это будет делать с помощью болгарки и соответствующей насадки. При обработке шлифовка производится вдоль волокон до тех пор, пока нанесённые выбоины и сколы не приобретут вид естественно образованных дефектов на древесине.

3. Затем переходим ко второй степени шлифования. На этом этапе работаем щёткой с мягкой щетиной и наждачной бумагой. В ходе такой обработки удаляются мягкие волокна, а остаются более грубые. Таким образом, получаем неравномерную структуру дерева. Этим же способом можно дополнительно выделить сучки и трещинки.

4. На следующем этапе работаем над цветом древесины. Необходимо как можно больше приблизить светлую новую древесину к оттенку потемневшей от старости доски. Здесь можно применить морилку или тёмного оттенка краску на акриловой основе.

5. Когда нанесённое средство полностью высохнет, обрабатываем поверхность наждачной бумагой с мелкой зернистостью. При этом стараемся выполнять все действия аккуратно. Краска должна сниматься с возвышенностей и гребней, а в выбоинах она остаётся.

6. На завершающем этапе обработанную поверхность вскрываем бесцветным или светло-жёлтым лаком и полностью высушиваем.

На видео: способ механического состаривания деревянной доски.

Что касается вопроса, как состарить древесину на мелких изделиях, таких как небольшие предметы мебели или деревянная посуда, то здесь процесс немного упрощается. Обрабатываемая поверхность тщательно очищается щёткой от древесной пыли до достижения нужного эффекта. Последующее окрашивание и вскрытие лаком происходит идентично, описанному ранее процессу.

Браширование следует производить только вручную, используя щётку с металлической щетиной до достижения небольших вмятин и гребней.

Термическая обработка

Состарить дерево можно путем термической обработки. Особенностью этого способа состаривания является полное отсутствие механических процессов. Недостатком является определённая опасность для здоровья человека во время проведения работ. Поэтому выполнять их следует на свежем воздухе, защитив при этом кожные покровы, глаза и органы дыхания.

Термообработка или обжиг производится посредством воздействия на дерево прямого огня. Использовать следует либо горелку, либо паяльную лампу. Обжигать необходимо на глубину около 3 мм.

Если производить термообработку поверхностно, то эффект состаривания будет не так ярко выражен, как при более сильном обжиге.

Закончив термообработку, выполняют следующие действия:

  1. С помощью металлической щётки или болгарки с насадкой со щетиной начинают соскабливать слой нагара до желаемой степени старины. Окрашивать поверхность не нужно. Сажа выделит всю структуру.
  2. Производят шлифование наждачной бумагой.
  3. На состаренное дерево наносят финишный слой прозрачного лака.

Химический метод

Состарить дерево при химическом обрабатывании можно такими средствами, как щелочные составы или нашатырный спирт. Применять можно средства бытовой химии, которые содержат щелочные составляющие.

Суть процесса заключается в том, что при попадании средства на древесину, оно выжигает её мягкие ткани. Строение дерева отличается наличием твёрдых и мягких тканей. Обрабатывая дерево под старину, мягкие ткани удаляются различными способами.

В данном случае поверхностный слой древесины выжигается щёлочью, которая параллельно окрашивает ее в серый цвет.

Следующим этапом является процесс смывания щелочных остатков. Для этого можно использовать уксус или лимонную кислоту. Раствор лимонной кислоты готовится в пропорции: 1 чайная ложка кислоты на стакан воды. Если используется уксус, то это должен быть 9%-й раствор. Уксусную кислоту применять нельзя. Далее обработанные поверхности хорошо просушиваются, шлифуются и вскрываются лаком.

Состарить дерево всеми перечисленными выше способами довольно просто, если приложить старания и усилия. Придать нужный эффект можно любым поверхностям. Можно состарить как мелкие предметы обихода, мебель или даже деревянный пол.

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Ссылка на основную публикацию
Похожее