Многие думают, что вышивка мережки — это сложно. На самом деле, если знать некоторые хитрости, вы сможете без труда все это сделать. В статье я подробно расскажу об этом виде вышивки и покажу все техники.
25 0
Сложность: средняя
Время работы: от 1 часа
Необходимые материалы:
- Ткань основы. Используют технику для одежды, чехлов для подушки или стула, отрез равномерки для салфетки.
- Хлопчатобумажные нитки для оплетки.
- Ножницы для рукоделия. Удобно использовать даже маникюрные, с острыми тонкими лезвиями.
- Толстая иголка.
Нити принято выбирать в тон полотна, на котором будет создаваться узор. Классическим вариантом считаются белого цвета материалы. Красиво сочетаются контрастные тона, когда будет выделяться граница орнамента.
Со временем, когда вы наберетесь достаточно практики, выполните мережку на шелковой ткани. Получится изящная и утонченная работа.
Мережка считается декоративной сточевой вышивкой. Техника проста настолько, что даже новичок справится с любым узором. Но настоящую мастерицу отличает выбор материалов для работы. Опытная рукодельница выполнит вышивку мережка на тончайшем лоскуте шелка, создавая ажурные декоративные линии.
Подготовка материалов
Первые пробы пера проводите на равномерке. Самой простой основой для узоров мережки станет канва. Ее я и взяла для мастер-класса. А вообще техника применяется для любого материала: батист, лен, хлопок, шелк.
Нитки выбрала обычные хлопчатобумажные, вы можете вышивать мулине, ирисом. Закрепляю канву в пяльца и начинаю готовить строчки для вышивки мережкой. Прежде чем разрезать канву, я обрабатываю петельным швом по краям будущих рядов. И только после фиксации боковин, приступаю к работе ножницами.
Сначала острыми лезвиями разрезаю все горизонтальные нити канвы. Если ряд достаточно длинный, то можно сделать несколько разрезов, чтобы очищать ткань фрагментами. Строчка за строчкой очищаем нашу рабочую площадь. Смотрите внимательно, чтобы не разрезать случайно вертикальные нитки. Иначе потеряется эстетика будущего узора мережкой. Думаю, что трех рядов для базовых элементов вышивки нам будет достаточно. Поэтому переходим к основной части урока.
Воздушная вышиванка белым по белому с мережкой
Славянские женщины испокон веков носили вышиванки. Как правило, они вышивались черными, красными или белыми нитками. Последний вариант считается самым изысканным и как говорится «не для всех». Белую вышиванку декорированную нежными мережками выбирали скромные девушки.
Вышивка мережка белым по белому и декор является традиционной для северных стран. Она возникла там не просто так, а благодаря тому, что дни там короче, чем на юге, и вышивальщицам приходилось работать при искусственном свете. Так как света было мало, а работа должна была быть аккуратной, то рукодельницы придумали выдергивать нити из краев изделий для того, чтобы видеть границы. Позже они заметили что вышивка с ажурными вставками смотрится грациозно и необычно.
Также регион, где очень популярна мережка, есть в Украине. Это село Решетиловка в Полтавской области. Здесь мастерицы передают свои знания из поколения в поколение уже несколько веков. Решетиловские вышиванки и текстиль покупают невесты и женихи для тематических свадеб в народном стиле. Это продукция в обязательном порядке украшена нежными мережками.
Кисточка
Базовый элемент, на основе которого будут создаваться дальнейшие узоры и схемы. Обращайте внимание на фотографии. Я старалась, чтобы на них наглядно был виден весь процесс вышивки: где иголка выходит, в какую сторону я обвиваю прядь нитей.
Начинаю с того, что закрепляю нитку на канве. Здесь все будет зависеть от того, на чем вы вышиваете. Если это чехол для подушки, то достаточно сделать узелок на конце нити. Если изнаночная сторона будет открыта, то следует спрятать крепление.
Вывожу иголку на лицевую сторону канвы. Теперь внимание: в точке справа от первой кисточки, отступив одну клетку. Вы будете ориентироваться по ситуации и выбранным материалам на вышивке.
По лицевой стороне провожу иголку обратно на изнанку в прорезанные ряды. Обматываю по кругу нитку вокруг столбика. Делаю полный оборот. Затем с изнанки вывожу иглу в исходную точку второй кисточки.
На заметку. Пучок для кисточки можно сделать из любого числа вертикальных ниток. Обычно берется 2 или 3, обматываются, чтобы в итоге было похоже на кисть или треугольник. С разными материалами все индивидуально. Зависит от плотности основы, толщины ниток, которые будут использоваться для вышивки мережка.
Перехожу ко второму элементу. Иголка находится на лицевой стороне. Опять делаю оборот. Следите, чтобы в каждой кисточке было одинаковое натяжение. Чтобы каждая прядь вертикальных нитей была стянута равномерно.
Теперь задачка на внимательность: найдите кисточки, которые затянуты не слишком сильно. Отдалитесь от фотографии. Вы заметите, как элементы вышивки выделяются на общем фоне. Теперь вы знаете вашу первую необходимую тренировку: учиться равномерно затягивать нить.
Уход за изделиями с декором мережкой
Изделия с мережками требуют бережного обращения. Начнем с того что такие вещи не годятся для повседневной носки. Текстиль с мережками также используют в торжественных случаях, так как частая стирка и глажка неизбежно приведет к деформации и порче вышивки.
Стирать вещи, украшенные мережками можно только руками в не очень горячей мыльной воде. Порошок подбирается соответственно составу ткани. Если вы все же решили воспользоваться машинной стиркой, то выбирайте деликатный режим без отжима. Отжимать изделия на большой скорости категорически запрещено!
Гладить изделия следует на самой низкой температуре. Для этого заранее приготовьте слегка влажную марлю. Не водите по одному месту долго. Старайтесь не задерживаться на одном участке более 1–2 секунд.
Столбик
Когда я писала, что кисточка— базовый элемент, то не шутила. Если сделать обмотку кисточек со второй стороны в той же технике, то вы получите мережку «столбик».
Ваша вышивка красиво будет смотреться, если правильно подобрать пропорции: длина элемента и число ниток в скрутке. Обычно их делают примерно 5-7 мм по высоте. Если дополнительно вы обмотаете столбики, то получаются более плотными и тонкими.
Важно соблюдать, чтобы все ваши витки были натянуты с одинаковой силой. Тем самым вы создаете равномерный узор по всей длине строчки. Разная толщина столбиков придаст вышивке небрежный вид.
Инструменты и нитки
Нитки выбирают исходя из плотности ткани, используя катушечные хлопчатобумажные в диапазоне от № 10 до № 120. Для тонких легких тканей используют нитки №№ 60—80, для грубых — нитки средних номеров. Оба вида тканей можно декорировать мулине, сложенными в несколько раз. Нестандартное решение — из подготовленной ткани выдернуть нитки, а затем использовать их для создания узора. Цвет отделки выбирается рукодельницей, исходя из ее задумок и предпочтений. Из инструментов необходимы маленькие острые ножницы и игла для вышивания подходящей толщины.
Раскол
Этот вид вышивки мережки похож на столбики на первом этапе работы, когда я сделала кисточки с одной стороны ряда.
После этого я разворачиваю нитку на верхнюю границу строчки. Но теперь пряди делю пополам. Обвиваю по две половинки из соседних кисточек. В итоге наш узор напоминает горизонтальный зигзаг.
Если вы выбрали этот вариант мережки, то для красивого рисунка соединяйте четное число ниток в кисточки. Тогда вышивка получится с ровными линиями узора. В ином случае вы создадите подобие объемного эффекта. Поясняю. Представим, что кисточка из 5 вертикальных ниток. Значит, на противоположной стороне в одну сторону уходит 2 пряди, в другую 3. То есть, одна сторона зигзага получается более толстой.
На заметку. Выполните каждый элемент вышивки мережка на тренировочном отрезке ткани. Поэкспериментируйте с различными комбинациями одного и того же элемента. Меняйте высоту узора, число ниток, цвет и толщину рабочей нити. Тогда у вас под рукой будет готовый образец орнаментов для составления красивой композиции уже на изделии.
Какую ткань выбрать для строчевой вышивки?
Для строчевой вышивки преподаватели рекомендовали взять 100% лён равномерного переплетения 28 или 32 каунта. Был вопрос: почему нельзя взять хлопковую равномерку или смесовую ткань? Признаюсь, меня этот вопрос тоже интересовал.
Оказывается, для строчевой вышивки лучше брать лён, так как он более “выносливый”. Объясняется это тем, что структура волокна у хлопка и льна отличаются. У хлопковой ткани волокна пушистые и мягкие, а структура волокон льняной нити более гладкая и крепкая, что позволяет этой нити меньше рваться, и она обладает большей прочностью. Выдёргивая нити ткани, мы нарушаем её структуру, а это негативно может сказаться на дальнейшей эксплуатации изделий со строчевой вышивкой. Оставшиеся пушистые хлопковые волокна после многократных стирок могут разойтись или порваться, что сильно сократит жизнь изделия.
Строчевая вставка с элементами крестецкой строчки
Льняные нити во много раз прочнее. После дёржки оставшиеся нити перевиваются и связываются для получения узора. При такой работе хлопковые нити пушатся, волокна расслаиваются, а это сказывается на внешнем виде готовой вышивки.
Поэтому для строчевой вышивки лучше выбрать 100% льняную ткань полотняного переплетения — вышитое изделие будет дольше служить.
Перевивка
С мережкой «перевивка» порядок вышивки будет такой:
- закрепляете края строчки петельным швом,
- разрезаете горизонтальные нити ткани,
- очищаете рабочую зону,
- выполняете кисточки по нижнему краю строчки,
- переходите на верхнюю границу, заканчиваете столбиками,
- начинаете учиться делать мережку «перевивка».
Показываю первый вариант выполнения элемента вышивки мережки. Делаю новую рабочую нитку и закрепляю ее посередине обработанного края строчки. Теперь работаю с первыми двумя столбиками. Сначала сверху завожу иголку за второй столбец. Поворачиваю иголку вниз и возвращаюсь к первому. Его я обматываю, начиная сверху, затем через низ вывожу нитку в сторону движения узора.
Если смотреть сбоку, то нитка движется по траектории знака бесконечность (лежачая цифра 8, если вы забыли). Со временем у вас выработается навык, когда вы кончиком иголки цепляете второй столбик мережки. Перетягиваете его к первому, чтобы иголка проходила в центре их пересечения крестом.
Когда в конце вы натягиваете нитку, чтобы переходить к следующему элементу, то ваши перевитые столбики перекрещиваются между собой. На узоре получаются симпатичные буквы «Х».
Жучок
Все начинается, как и в сказке про вышивку перевивки (хотелось сказать про бычка, но решила использовать наши с вами термины). Надо подготовить строчку с выполненными мережками «столбик». Опять крепите рабочую нитку посередине закрепляющего шва. В отличие от перевивки, работать буду уже с тремя столбиками сразу. Все просто: плотно обматываете иголкой середину столбцов.
Для большего разнообразия я чередую 3 и 2 столбца в одной мережке «жучок». Кстати, вы можете встретить другие названия элементов. Например, этот иногда называется «снопами» или «снопики». Будто сено скручивают в фигуры. Но это лишь обозначение, важен результат вышивки мережки на ткани.
Более сложный вариант, когда вы будете дополнительно обвивать каждую ножку жучка, чтобы узор получился более выразительным.
Козлик
Усложняю нашу работу и пробую сделать узор мережки «козлик». Подготавливаю рабочую строчку и вывожу иголку с ниткой на лицевую сторону в трети от верхней линии. Выполнять узор можно на основании «столбиков» или без закручивания базовых элементов. Я работаю на канве, поэтому столбики для вышивки мережки четко выражены на ткани. Сразу перехожу к сути «козлика».
Отделяю первые два столбика нитей и обматываю их (не забывайте, что рабочая нитка выведена на треть от вершины). Можно сделать простую обвивку или для надежности и плотности петли сделать петельный шов. Еще один виток вниз по нашим столбцам на треть высоты, и добавляю следующие две пряди. Теперь в скрутке размещены 4 столбика. Они обмотаны на треть высоты снизу. Отделяю последние добавленные две пряди. По ним возвращаюсь вверх плетения одним витком.
Повторяю добавление двух столбиков в узор. Условно, рабочая строчка для мережки разделена на три части, на уровне которых ведется вышивка. Я не выполняла петельный шов, делала обычную обмотку. Я не вышивала первоначально столбики, чтобы они находились отдельно. Но даже с таким упрощенным вариантом получается интересное плетение узора мережки «козлик».