Инкрустация (от латинского incrustatio — «покрытие корой») — это техника украшения поверхностей предметов или объектов вставками из различных материалов. Инкрустация считается одной из древнейших разновидностей декоративно-прикладного искусства. Важная отличительная особенность этой техники заключается в том, что художник в процессе работы создает плоское, а не выпуклое изображение или орнамент.
Инкрустация позволяет превратить самые обычные предметы быта в яркие и ценные шедевры искусства. Обеспеченные люди с удовольствием покупают такие вещи, чтобы подчеркнуть свой статус и индивидуальность в глазах окружающих.
Суть технологии
По традиции маркетри изготавливаются из дерева. Само понятие имеет французские корни, переводится как маркировка или отметины. Итальянское название декоративных композиций из тончайших листов древесного шпона – интарсия. Дополнительно, помимо шпона, применяются другие материалы: перламутр, небольшие пластинки кости, разнообразные драгоценные, полудрагоценные камни и так далее.
В моде подобный способ облицовки мебели вошел лишь в XVII веке, став одним из самых красивых вариантов отделки. До сих пор мебельщики не изобрели лучшего способа облагораживания поверхностей. На протяжении многих лет не менялась техника и технология изготовления. Маркетристы пользуются большой популярностью – это редкая высокооплачиваемая специальность, которая требует большой усидчивости. Такие художники могут выкладывать целые портреты, картины, узоры из небольших кусочков древесного шпона, все собирается исключительно вручную.
Инкрустация шпоном производится так: на поверхность из дерева или каких-либо других материалов наклеиваются небольшие кусочки деревянного шпона различных пород. Эти кусочки могут быть разных форм и цветов. Фрагменты могут отличаться друг от друга по таким факторам как текстура и оттенок. Готовая композиция выглядит крайне эффектно, изделие получается оригинальным и неповторимым.
Для создания маркетри используют многие древесные породы. Так получают разные рисунки и цвета, периодически шпон протравливают, появляются такие цвета, которые невозможно найти в природе. «Зеленое дерево» создают из светлого клена, вымачивая его в железном или медном купоросе в течение суток. Черные или серые цвета получаются благодаря замачиванию орехового или грушевого шпона вместе со старыми ржавыми гвоздями из железа.
Травление позволяет добиваться равномерного прокрашивания шпона на всю его глубину. Еще один способ окрашивания – это водные морилки, однако они придают цвет только верхним тонким слоям древесины, стирающимся при вышкуривании. Для достижения легких золотистых оттенков по краям небольших кусочков шпон обжигают. Иногда необходимо выложить шпон в виде шахматной доски, используя только одну породу дерева. Для этого кусочки выкладывают под разными углами – деревянная поверхность имеет свойство по-разному отражать свет.
Древесина будет выглядеть несколько светлее, если волокна располагаются перпендикулярно углу зрения, однако темнеет при продольном расположении. Такое же правило применимо для древесных массивов.
Картины маркетри применяют для облицовки мебели. Чаще всего они состоят из большого количества мелких деталей разных цветов и текстуры. Самые дорогие произведения дополняются другими материалами вроде латуни, кости, перламутра. Покупка шпона не займет много времени, а информации о создании изделий также очень много. Самым сложным является обучение и достижение успехов в этой области. Лучшие мебельщики выставляют свои работы на аукционах, в музеях.
Техника маркетри не так проста, как кажется на первый взгляд:
- Для начала художник на бумаге обрисовывает итоговый орнамент, картины или узоры, которые потом делятся на отдельные элементы, окрашиваются в необходимый цвет, что позволяет не ошибиться при последующем раскрое шпона. После чего рисунок разрезают на несколько отдельных элементов и переносят на листы необходимого оттенка. По полученному контуру специальным ножом вырезается нужная деталь.
- Проще всего отрисовать линию на шпоне карандашом, однако бумага только укрепляет поверхность, предотвращая поломки при особо тонких работах.
- При выкройке деталей необходимо тщательно соблюдать направление древесных волокон, большое внимание уделяя естественной текстуре поверхности. Реалистичности можно добиться в тех случаях, когда изгиб сосудов полностью совпадает с изгибами вырезаемых деталей.
- Новички часто выполняют свои первые работы с использованием только двух цветов шпона – основного рисунка и фона. Это проще всего: кусочки дерева вырезаются по намеченному контуру и заполняют пустоты, вырезанные в листе фона. Получается симпатичный и легкий орнамент.
- Когда каждая деталь стоит на своем месте, создается специальная «рубашка»: каждая деталь скрепляется гуммированной бумагой, образуя единый лист. После нужно укрепить детали на плоских древесных поверхностях: для больших областей используется пресс, а для антикварной и современной мебели – прикаточный молоток.
- Для достижения лучшего результата можно покрыть итоговую поверхность шеллаком или его ближайшими аналогами. Лучшие лаки могут придать поверхности дерева вид пластика.
Многолетние тренировки позволят превратить увлечение в способ неплохого заработка. Научиться создавать маркетри можно по мастер-классам, видео-урокам, курсам.
Украшение стен мозаикой
Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.
Деревянная мозаика для стен своими руками — способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.
Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.
При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.
Главные преимущества инкрустации по дереву:
- используются экологически чистые природные материалы;
- подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
- возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.
Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации — очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.
Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.
Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы работать в технике маркетри, не придется закупать множество материалов и инструментов, некоторые приспособления можно обнаружить в доме у каждого. Для облегчения работы стоит клеить шпон с самодельного пресса. Необходимы такие материалы:
- Канцелярский нож с дополнительным набором острых лезвий является специальным инструментом, который позволит самостоятельно создавать маркетри.
- Две древесно-стружечные плиты, размеры которых на 1-2 см больше, чем итоговая работа.
- Шпон для маркетри.
- Малярная лента.
- Канцелярские кнопки.
- Для переноса рисунка пригодится калька.
- Карандаш и копировальная бумага.
- Простой клей ПВА, можно приобрести строительный.
- Старые черно-белые газеты.
- Лист фанеры для резки шпона.
- Шеллак для закрепления результата.
- Малярные кисти разных размеров.
Чтобы маркетри получились правильно, стоит следовать таким рекомендациям:
- Подробно изучить технику и технологию изготовления изделий.
- Просмотреть различные эскизы,выбрать итоговый рисунок.
- Зафиксировать кальку канцелярскими кнопками на поверхности, прорисовать на ней изображение.
- Взять копирку, перенести рисунок на лист шпона.
- Прорезать шпон, проведя по одной и той же линии несколько раз, при этому важно следить за точностью.
- Подравнять получившийся рисунок карандашом при необходимости, сгладить изображение.
- Важно оставлять небольшие зазоры между каждым фрагментом размером с кончик канцелярского ножа для того, чтобы удачно выровнять шпон под прессом. При воздействии пресса на поверхность кусочки выравниваются.
- На основу наносится клей ПВА, оставляется на 30-40 минут и наносится повторно – таким образом материал будет приклеиваться гораздо лучше. Сами кусочки шпона промазывать клеем нельзя – он может свернуться в трубочку, становясь непригодным для работ.
- Снизу и сверху изделия необходимо положить листы ДСП и отправить под пресс, где оно будет находиться в течение суток.
- В конце можно покрыть деревянную мебель или картину лаком, это придаст большую прочность изделиям, а также создаст дополнительный блеск.
Маркетри своими руками
Процесс создания маркетри занимает много времени – это очень сложное, кропотливое занятие. При создании изделий в этой технике важно соблюдать высокую точность и быть аккуратным. Стоит помнить – художники маркетристы знамениты своим терпением, упорностью и желанием творить. Перед созданием маркетри нужно вооружиться специальными материалами, просмотреть множество эскизов и выбрать лучший вариант. Своими руками можно сделать такие шедевры, как:
- Роскошные картины из шпона, обрамленные в изящные багеты.
- Задекорировать мебель.
- Создать коробку для подарков.
- Разработать и выложить собственный фамильный герб.
Изначально мастера маркетри изготавливают небольшие картины и панно из шпона. За счет податливости и гибкости материала его легко наклеивать на поверхность. Картины маркетри считаются экологически чистыми, долговечными шедеврами, способными служить элементом декора многим поколениям.
Маркетри также применяют для облагораживания помещений, ими отделывают мебель. Уникальные изделия получаются только при соблюдении следующих условий:
- Вся мебель, подлежащая отделке, должна быть только из натурального дерева.
- Площади поверхностей должны быть достаточными для того, чтобы инкрустировать и вырезать узоры вручную.
- Один элемент декора будет сильно выбиваться из общей композиции, поэтому в случае, если была задекорирована кровать, можно дополнительно отделать прикроватные тумбы. Таким образом получается целый спальный гарнитур.
Мебель, выполненная в технике маркетри, получается изящной и изысканной. Создавать ее своими руками очень долго, сложно, однако прослужит изделие в течение многих лет, станет семейной реликвией.
Также технология маркетри применяется для создания сувениров, небольших украшений. В небольшой мозаике можно увидеть множество многоцветных хитросплетений, отблескивающих на солнце. Хорошим подарком будет собственноручно сделанная шкатулка, в нее же можно положить второй подарок и вручить дорогому человеку. Для украшения шкатулок деревянной мозаикой стоит знать следующее:
- Заготовка должна быть выполнена из дерева.
- Перед работой следует выбрать орнамент, сделать его рисунок.
- Дополнительно стоит украсить коробочку камнями, металлом.
Декор изделий будет зависеть исключительно от предпочтений человека, которому в будущем подарят столь необычный презент. Чтобы шкатулка получилась прочной, все элементы декора должны быть крепкими и обладать высоким качеством. Фамильные гербы, созданные своими руками, дополнят интерьер дома или квартиры, а также послужат в качестве семейной реликвии.
Таким образом, заниматься созданием маркетри достаточно сложно. Тонкая работа займет много времени, однако результаты превзойдут все ожидания. Самое главное – предварительно создать чертежи, по которым в будущем будет создан орнамент.
История маркетри
История маркетри берет свое начало с античной эпохи. Уже в Древнем Риме были мастера художественной отделки мебели тонкими полосками древесины ценных пород. Возраст старейших инкрустированных предметов, обнаруженных современными археологами, составляет не менее 2000 лет.
После распада Римской империи древнее искусство маркетри было утрачено на многие столетия. Центрами его ренессанса в XVI веке стали европейские города Флоренция и Неаполь. Но итальянские мастера предпочитали больше работать с натуральным мрамором и драгоценными камнями.
Полноценное возрождение искусства деревянной мозаики произошло в другой части Европы — во Фландрии (на территории современных Нидерландов и Бельгии). В начале XVI века Антверпен был крупнейшим морским портом Старого Света, куда из Америки, Африки и Азии привозили древесину ценных пород.
Фламандские мастера быстро научились изготавливать из шпона уникальные предметы быта и мебель, музыкальные инструменты и стеновые панели, панно и колонны. Из наборного дерева художники создавали не только узоры и орнаменты, но и целые картины с сюжетами на религиозные, исторические, мифологические и бытовые темы.
Во второй половине XVI — начале XVII века во Франции жил и работал величайший мастер-мебельщик эпохи Барокко Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle). Этого гения деревянной инкрустации современники называли «ювелиром мебели» за изысканность стиля и безупречность техники. А король Франции Людовик XIV не только был у Буля постоянным заказчиком, но и способствовал появлению моды на работы художника в высшем обществе Западной Европы.
Период наивысшего расцвета искусства маркетри пришелся на XVII век. Инкрустрированные шпоном предметы пользовались огромной популярностью среди богатейших людей Франции, Германии и Англии. С XVII столетием неразрывно связаны имена большинства величайших маркетристов всех времен, кроме Андре-Шарля Буля.
С начала XVIII века мода на маркетри постепенно угасает, хотя спрос на мебель в стиле Буль пережил смену многих исторических эпох в искусстве: от классицизма до абстракционизма. В наши дни предметы антиквариата, изготовленные в уникальной технике маркетри, стоят огромных денег и неизменно вызывают фурор на аукционах во всем мире.
Основная информация
Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».
Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.
Виды
Технические способы инкрустации разных материалов настолько отличаются, что со временем эти работы были выделены в особые виды, получившие определенные названия. Так древнейший вид врезки металла на другой металлической поверхности стал называться таушированием или насечкой. Техника применяется также по таким основам как рог, дерево, кость. Врезка кусочков разных древесных пород в деревянную поверхность — это инкрустация, названная интарсией. Маркетри внешне напоминает интарсию, но работа производится со шпоном. В каждом виде инкрустации существуют многочисленные методы и приемы, получившие также специфическую терминологию.
Материалы для работы
Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:
- Резаки.
- Стамески и долота разных видов.
- Рейсмусы, сверло.
- Специальный разметчик и циркуль.
Материал для выполнения орнамента:
Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.
Самые известные художники-маркетристы
Имена самых известных маркетристов были хорошо знакомы их современникам. Судьбы этих художников сложились по-разному, но каждый из них внес огромный вклад в развитие древней техники декорирования и заслуживает отдельного упоминания:
- Андре-Шарль Буль — самый знаменитый мастер деревянной инкрустации всех времен. Его именем назван пышный и нарядный стиль маркетри, а дело художника продолжили четверо сыновей и многочисленные ученики. Король Франции выделил гению помещение под мастерскую в Лувре и оказывал покровительство до самой смерти.
- Жан-Франсуа Эбен (Jean-François Oeben) — французский маркетрист немецкого происхождения, ученик Шарля-Жозефа Буля и дед известного живописца Эжена Делакруа (Eugène Delacroix). Эбен приобрел огромную популярность у заказчиков благодаря уникальному таланту создания хитроумных механизмов при изготовлении изысканной мебели.
- Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener) — тоже немец по происхождению, проживший большую часть жизни во Франции. Ризенер был придворным мебельщиком короля Людовика XVI вплоть до Французской революции, творил в стилях рококо и неоклассицизма.
- Давид Рёнтген (David Roentgen) — немецкий художник, работы которого с удовольствием покупали монархи Германии, России и Франции. Рёнтген был непревзойденным мастером утонченного рисунка в стиле рококо и работал с самыми дорогими породами дерева.
На сайте Very Important Lot каждый желающий имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно купить изысканную мебель напрямую у современных художников.
Этапы инкрустации по дереву металлом
Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.
Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.
Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.
Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.
Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.
Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.
Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.
Инкрустация по дереву
Инкрустация по дереву
Инкрустация — особый вид мозаики; украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью(врезаются различные предметы, выполненные из иного материала,в виде пластинок различной формы с украшаемой поверхностью: металла перламутра и т.д.)
Маркетри или инкрустация по дереву, представляет из себя декоративную технику, при которой тонкая однослойная фанера, толщиной 1,6 — 3,2 мм различных цветных пород дерева или другого материала приклеивается к каркасу предмета мебели. Подобная техника приобрела популярность в Англии конца 17 века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц.
Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине 16 в. станка для производства пиленного шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы древесины: черное, красное, розовое — ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.
В маркетри существуют два процесса(см рис. ниже).
Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины. Облицовывание — нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Блочная мозаика. При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.
Паркетри — это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.
Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики.
Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того, чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой для вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпона разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету.
Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия
Один из видов декоративно — прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.
Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.
Инкрустация по дереву
Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.
Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.
Виды инкрустации
С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:
- Интарсия — украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
- Маркетри — нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
- Тауширование — металлический предмет дополняют драгоценными металлами.
Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.
Для начинающих маркетри по дереву — наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.
Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.
Инкрустация дереву мастер класс
Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электроинструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.
Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.
Косметическая инкрустация
Считается, что еще на исходе прошлого века вмонтированный на зубах бриллиант в моду ввела Мадонна, блеснув лучезарной улыбкой на одном из концертов. Однако, подобные украшения бирюзой и нефритом инкрустировали еще индейцы майя и представители некоторых других племен. Сегодня эта безболезненная процедура стала очень популярной и доступной, особенно, когда дорогостоящие бриллианты начали заменять скайсами, легкими плоскими стразами, не инкрустированными, а просто приклеенными на зуб.
Индустрия красоты неутомима в своих проектах и увлекает модниц новыми предложениями. Инкрустация ногтей уже не относится к инновационному дизайну, но остается одной из самых привлекательных маникюрных идей, подаривших дамам чарующую игру света на стразах при каждом движении ухоженных пальчиков. Правда, процедура технически, скорее, напоминает аппликацию, но кого это волнует? Тем более, что термин «инкрустация» гораздо привлекательнее и прочно укрепился за этим видом ногтевого декора.
Инкрустация по дереву проволокой
Первая операция — всечка металлической проволоки. Для этого используют белый металл, вытягивая его через ювелирные фильеры до нужного диаметра (2), в данном случае 0,65 мм. Объяснение простое: разумнее покупать проволоку наибольшего из нужных диаметров и при надобности тянуть более тонкие, чем хранить мотки проволочек разного диаметра. Дальше прокаткой через вальцы проволочку сплющивают в ленточку примерно 1,3×0,25 мм (3).
Затем надо по цепочкам следов от иглы прорезать в дереве тонюсенькие канавки, куда и будет вбита проволока. Константин обнаружил, что тонкие молоточные (по ним бьют молоточком) резцы удобнее в работе. Такие рукотворные инструменты (5) имеют разную ширину, а режущая часть у них преимущественно плоская, хотя есть и несколько округлых. Это предельно точная и кропотливая работа — резец ставят на будущую линию (4), ударом маленького молоточка вбивают в дерево, переставляют дальше — и так до тех пор пока не будет просечена линия или несколько логически связанных (продолжающих друг друга) отрезков ее.
Инкрустация перламутром по дереву
Следующая операция — выпиливание перламутровых деталей сложной формы и выборка в дереве гнезд для них.
Шаблоны отдельных вставок наклеивают на раковины (8), основное требование к которым — толщина побольше (хорошо если 3-4 мм, так как кривизна ракушки не совпадает с кривизной рукоятки и потребуется подгонка). Большой припуск вокруг шаблона отрезают алмазным диском в бормашин-ке, чтобы часть ракушки могла ровно лежать на столе.
При помощи маленького лобзика и ювелирных пилок по металлу вырезают перламутровые вставки (9, 10). Пилки при такой работе часто ломаются, поэтому закупать их приходится дюжинами.
Выпиленный фрагмент нужно положить на место, куда он будет вставлен, и обвести по контуру, чтобы потом сделать под него гнездо (11). И тут есть хитрость — фрагмент приклеивают парой капелек цианоакрилата, обводят граненой иглой, а потом сбивают при помощи цикли и молоточка (12) — все равно поврежденная часть дерева будет удалена.
Процарапанный контур прорубают теми же микрорезцами, которыми делают канавки под узор (13), а дерево в середине выбирают обратноконусной фрезой. Обратный конус нужен для того, чтобы полость расширялась вниз, так как кривизна фрагмента и изделия разная, и иначе они не соберутся.
Потом начинается самая тонкая и кропотливая часть работы — взаимная подгонка перламутра и дерева. Тут идут в ход разные фрезы и диски к бормашинке. После боров задействуют стамеску типа «сапожок», которая имеет два изгиба под 90 градусов и плоскую режущую часть, расположенную ниже черенка и параллельно ему (14). Понятно, что если перламутр не совпадает с краем гнезда, в котором есть металлическая вставка, то подпиливают именно его. Подогнанную вставку вклеивают на цианоакрилат и осаживают текстолитовым молотком до дна гнезда (15). Выступающую часть перламутра спиливают узкой ленточной шлиф-машиной Ргоххоп с шириной ленты около сантиметра (16) и окончательно доводят напильником (17).
Круглые перламутровые детали
Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).
Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.
Металлические гвоздики в инкрустации
Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.
Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.
Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.
Всеченный металл шлифуют (22).
Штрихи и узоры
В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.
Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.
Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.
Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.
Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.
Инкрустация фигурными вставками заподлицо.
Рис. 1. Виды наковален.
Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами, хранится в Историческом музее в Москве. Небольшое изделие украшено двумя видами насечки, отличается органической связью с украшением.
Поскольку плоская насечка более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то конкретное изделие. Прежде всего нужно понять сущность техники. Небольшие кусочки металла толщиной но менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Нанесите на сталь или бронзу простой рисунок. Положите стальную пластину на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубило войдет в металл примерно на глубину 0,5—0,8 мм, зубильце нужно передвинуть, вновь нанести такое же число равномерных ударов. При этом зубило войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом, полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах число ударов можно подсчитать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмическое постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, так как все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубилом углублений.
При погружении зубильца или чекана в металл образуются не только углубления. Часть металла под действием клина вытесняется и приподнимается по краям канавки над инкрустируемой поверхностью. Приподнятые острые кромки металла называют гартом или облоем. Облой используют для закрепления металлических вставок. После проковки инкрустируемой поверхности они зажимают вставленную в канавке проволоку. Но такое крепление не очень прочное, так как после шлифовки и полировки часть прокованного облоя снимается. Чтобы повысить прочность вставных элементов инкрустации, на дне канавки насекают острым зубильцем дополнительно две канавки (рис. 2). Одну канавку делают с наклоном вправо, другую — влево. Обработанные таким образом углубления в сечении будут представлять собой расширяющийся книзу трезубец. Забитый в такое углубление мягкий металл благодари этому прочно соединится с основой.
Рис. 2. Формирование канавки с помощью зубильца или чекана (а) и нанесение дополнительных бороздок зубильцем (б).
Есть и другой способ дополнительного крепления элементов вставок в углублениях. Дно канавки насекают сечкой с остроотточенной рабочей частью, имеющей в сечении четырехугольник или треугольник. При такой обработке на дне канавки образуются углубления с облоем в виде острых заусениц. При выполнении этой операции сечку наклоняют то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделии.
Углубления под инкрустацию на небольших металлических предметах могут быть выполнены гравировальными инструментами. Обычно этот способ выбирают в тех случаях, когда имеется навык работы с ними (рис. 3).
Рис. 3. Вырезание канавок гравировальными инструментами: а — гравирование шпицштихелем; б — выполнение канавок фляхштихелем и болтштихелем; в — скашивание стенок шпицштихелем.
Контурная и обронная гравировки, имеющие при гравировании самостоятельное значение, здесь становятся первой подготовительной стадией инкрустирования. Но выполненная резцами или гравировальными зубильцами гравировка требует дополнительной обработки, В контурных углублениях с помощью шпицштихеля скашивают с одной и другой стороны стенки так, чтобы в сечении вместо прямоугольника была трапеция. Стенки углублений скашивают также в других гнездах-углублениях, имеющих самую различную конфигурацию, например, лепестка, цветка, всевозможных геометрических фигур.
Контурную резьбу, предназначенную специально для инкрустирования, можно выполнять сразу шпицштихелем, ориентируясь на линии рисунка, нанесенного на поверхность металла. Все линии рисунка гравируют шпицштихелем так, чтобы полотно клинка было наклонно под небольшим углом вправо. Затем, ориентируясь на тот же контур и держа штихель под тем же наклоном, гравируют в обратном направлении. Если посмотреть на полученную канавку в сечении — она будет похожа на ласточкин хвост.
Заполняются гнезда-углубления металлическими вставками. Старые мастера для инкрустирования изделий из бронзы и железа применяли не только золото и серебро, но и другие металлы. В первом тысячелетии до н. э., когда железо было большой редкостью, бронзовые изделия инкрустировали вставками из железа. В. И. Даль, большой знаток всевозможных ремесел, упоминает о том, что «в Сибири делают и медную насечку, насекая медной проволокой винтовки». Разумеется, это была насечка медью по железу, точнее, по стали, из которой изготовляются обычно металлические части винтовки. При обучении технике насечки кубачинские мастера вместо серебра использовали алюминий, а вместо золота — латунь, только после этого они доверяли успешно усвоившим мастерство драгоценные металлы. Старые мастера порой говорили: «У хорошего мастера и латунное изделие дороже золотого». Итак, для насечки можно использовать самые разные простые металлы и сплавы: железо, медь, латунь, алюминий, олово, свинец, мельхиор, нейзильбер и другие. Важно соблюдать одно условие: металл для вставок должен быть мягче, чем тот, из которого изготовлено инкрустируемое изделие.
Насечка заподлицо.
Если гнезда под инкрустацию выполнены на стальном предмете, для насечки можно использовать медную или латунную проволоку.
Вместо проволоки применяют также нарезанные из листового металла узкие полоски с прямоугольным сечением. Всевозможные фигурные вставка вырезают из листового металла, толщина которого должна соответствовать глубине вырубленного в металле гнезда. Проволоку и пруток отжигают на огне до красного каления.
Работа по заполнению углублений, выполненных чеканом, зубильцами и гравировальными инструментами (рис. 4), идет в следующей последовательности. Проволоку или пруток постепенно вколачивают в углубления легкими ударами молотка с полированным бойком. Когда все углубления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета. Мягкий металл вставок, как пластилин, заполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, заклинившись в них так, что выковырить их можно, только разрушив инкрустацию. Большое значение для прочного сцепления металлов имеют заусеницы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем загибаются — и эти крючки надежно удерживают элементы вставок. Ту же роль заусеницы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами, фигур человека и животных. На дно гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарником под разными углами углубления.
Рис. 4. Инструменты и последовательность насечки заподлицо контурных линий: 1 — зубильце (вид спереди и сбоку), канфарник с различными сечениями рабочей части; 2 — прорубание канавок зубильцем; 3 — нанесение заусениц в канавке; 4 — вколачивание проволоки в канавку.
Рельефная насечка.
Для рельефной насечки углубления (канавки и гнезда) выполняются так же, как и для плоской насечки. При этом важное значение имеет облой, возникающий по краям углублений.
Один из способов получения углублений с помощью чеканов для рельефной инкрустации заключается в том, что вначале их наносят острым клинообразным чеканом. Затем узкую часть канавки расширяют чеканом, имеющим плоский боек (рис. 6).
Рис. 6. Выполнение рельефной насечки с помощью чеканов: а — получение канавки чеканом с клиновидным бойцом; б — проработка канавки чеканом с плоским бойком; в, г — эачеканивание вставок.
При инкрустировании линейных элементов применяют проволоку, имеющую овальное сечение. Чтобы ее получить, слегка провальцовывают или проковывают молотком обычную проволоку с круглым сечением. Ширина узкой стороны провальцованной проволоки должна быть такой, чтобы она легко входила в предназначенное ей углубление. Вместо проволоки можно использовать полоски, нарезанные из листового металла.
В подготовленные канавки проволоку укладывают узкой стороной так, чтобы она возвышалась над поверхностью инкрустируемого изделия. Затем с одной и другой стороны канавки слегка проковывают облой (заусеницы). С их помощью вставка из проволоки удерживается, подобно камню в оправе. Получившиеся рельефные выступы имеют пока что недостаточно четкую форму. Чтобы рельефным выступам придать более четкую форму, используют чекан, боек которого имеет вогнутую поверхность. Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можно наносить выпуклые точки. В орнаментальной или сюжетной композиции их можно использовать при решении самых разных декоративных задач.
В сочетания с линиями они могут образовывать простейший так называемый узор в полосе. Кроме того, заполняя ими определенные участки инкрустации, можно разнообразить ее, усилить декоративную выразительность. Чтобы получить круглую точку, в металле делают углубление чеканом с коническим бойком. При этом образуется по краям облой в виде приподнятой бороздки. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают ножницами на уровне облоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем берут чекан с бойком, имеющим небольшое сферическое углубление. С его помощью точку зачеканивают. При этом образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность.
Фигурные вставки для рельефной инкрустации вырезают или выпиливают из металлического листа, толщина которого должна быть несколько больше, чем глубина предназначенного для нее гнезда. Вставляют в гнездо и молотком проковывают по краям облой. Затем, если это входит в художественный замысел, наносят на вставку гравировку либо выполняют рельефную резьбу. Выступающие элементы шлифуют и полируют. Следует заметить, что в отличие от низкой инкрустации шлифовку и полировку выполняют очень осторожно. Углубленные же места должны быть отполированными заранее, еще до того, как па нее будут нанесены контуры вспомогательного рисунка.
Высокая насечка, при которой отпадает необходимость вырубать под накладку гнезда. В этом случае вырезанный из латуни или меди элемент орнамента накладывается на предварительно насеченную поверхность и проковывается (рис. 7).
Рис. 7. Последовательность выполнения высокой насечки: 1 — насекание заусениц; 2 — проковка накладки; 3 — обработка накладки резьбой; внизу — латунный ключ с алюминиевой насечкой и стальной значок с латунной насечкой.
Чтобы защитить изделие из стали, украшенное инкрустацией, от коррозии, его нередко патинируют. Тульские и кубачинские оружейники широко применяли воронение. И не только для того, чтобы защитить сталь от ржавчины, а еще и потому, что иссиня-черный фон усиливает выразительность золотой насечки и подчеркивает красоту драгоценного металла. На темном вороненом фоне элементы насечки становятся более контрастными. При тонировании стали можно использовать также цвета побежалости, возникающие на поверхности металла при нагревании. Если инкрустированное латунью стальное изделие нагреть паяльной лампой до определенной температуры, оно приобретет иссиня-черный цвет, а латунь покроется лишь едва уловимым золотистым налетом. Внешне инкрустация будет напоминать золотую насечку. Не следует подвергать термическому патинированию изделия, инкрустированные оловом, свинцом и алюминием, поскольку они имеют вязкую температуру плавления. Для тонирования наделяй, инкрустированных этими металлами, следует применять химический способ патинирования. Но нужно подобрать такие патинирующие составы, которые бы изменили цвет фона, но не вступили в реакцию с металлом вставок..
Как сделать накладной рисунок из дерева.
В работе резчика иногда возникает необходимость в изготовлении выпуклого накладного рисунка или автографа на изделии. Он выполнен контрастными объемными буквами и линиями, выступающими над фоном. Техника таких работ сродни мозаичным работам и инкрустации, заключается она в следующем. На отделанный фон, до покрытия его лаком, карандашом (можно через копировальную бумагу) наносят рисунок и проклеивают его клеем, хорошо проникающим в поры древесины. Затем сверлом диаметром чуть меньшим толщины требуемых линий с помощью бормашины по всему рисунку просверливают гнезда глубиной 3— 4 мм. Перемычки между гнездами не должны превышать толщиной линий рисунка. Предварительным проклеиванием предотвращают выкрашивание древесины в тонких перемычках между гнездами. Для рисунка выбирают породу, по цвету контрастирующую с фоном. Торцевой срез древесины высотой около 8—10 мм раскалывают на дощечки толщиной в линию рисунка с припуском на обработку. С помощью ножа-косяка дощечки с одной стороны заостряют на шпильки, очень похожие на те, которые применяются в сапожном деле. Шпильки забивают на клею в гнезда рисунка, следя за тем, чтобы стороны их совпадали с направлением линий рисунка. После просушивания промежутки между шпильками заполняют незаостренными шпильками также на клею.
Где применяют инкрустацию.
Инкрустация применяется для украшения предметов прикладного искусства. Широко известны инкрустированные металлом деревянные кувшины и сосуды, сделанные руками мастеров аула Унуцкуль в Дагестане. Причудливые растительные орнаменты и приемы мастерства там передаются из рода в род. А кто не видел палок из южных пород дерева, инкрустированных рисунком из металлической проволоки? Известны работы русских, китайских и японских мастеров, чьи инкрустации перламутром на темном фоне лака напоминают искусно написанные натюрморты. Способы инкрустации приведены в книге И. В. Лямина «Декоративные работы по дереву».
Сочетание металла с деревом вполне правомерно. Однако для такого соединения требуется большая тщательность. Жесткое крепление накладных металлических деталей на недостаточно просушенную деревянную основу приводит к ее короблению.
Какие требования предъявляют к рисунку для инкрустации.
Инкрустация выполняется путем врезания в древесину деталей рисунка из недревесных материалов. Вырезать в древесине гнездо с тонкими перегородками трудно. Поэтому рисунок для инкрустации должен быть лаконичным, выразительным, без излишних деталей. Вторым важнейшим требованием к рисунку для инкрустации является соответствие его размеров размерам изделия. Рисунок должен органически вписываться в изделие, своими размерами не «давить» его, но и не должен быть слишком маленьким.
Рис. 1. Виды наковален.
Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами, хранится в Историческом музее в Москве. Небольшое изделие украшено двумя видами насечки, отличается органической связью с украшением.
Поскольку плоская насечка более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то конкретное изделие. Прежде всего нужно понять сущность техники. Небольшие кусочки металла толщиной но менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Нанесите на сталь или бронзу простой рисунок. Положите стальную пластину на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубило войдет в металл примерно на глубину 0,5—0,8 мм, зубильце нужно передвинуть, вновь нанести такое же число равномерных ударов. При этом зубило войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом, полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах число ударов можно подсчитать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмическое постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, так как все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубилом углублений.
При погружении зубильца или чекана в металл образуются не только углубления. Часть металла под действием клина вытесняется и приподнимается по краям канавки над инкрустируемой поверхностью. Приподнятые острые кромки металла называют гартом или облоем. Облой используют для закрепления металлических вставок. После проковки инкрустируемой поверхности они зажимают вставленную в канавке проволоку. Но такое крепление не очень прочное, так как после шлифовки и полировки часть прокованного облоя снимается. Чтобы повысить прочность вставных элементов инкрустации, на дне канавки насекают острым зубильцем дополнительно две канавки (рис. 2). Одну канавку делают с наклоном вправо, другую — влево. Обработанные таким образом углубления в сечении будут представлять собой расширяющийся книзу трезубец. Забитый в такое углубление мягкий металл благодари этому прочно соединится с основой.
Рис. 2. Формирование канавки с помощью зубильца или чекана (а) и нанесение дополнительных бороздок зубильцем (б).
Есть и другой способ дополнительного крепления элементов вставок в углублениях. Дно канавки насекают сечкой с остроотточенной рабочей частью, имеющей в сечении четырехугольник или треугольник. При такой обработке на дне канавки образуются углубления с облоем в виде острых заусениц. При выполнении этой операции сечку наклоняют то в одну, то в другую сторону относительно поверхности обрабатываемого изделии.
Углубления под инкрустацию на небольших металлических предметах могут быть выполнены гравировальными инструментами. Обычно этот способ выбирают в тех случаях, когда имеется навык работы с ними (рис. 3).
Рис. 3. Вырезание канавок гравировальными инструментами: а — гравирование шпицштихелем; б — выполнение канавок фляхштихелем и болтштихелем; в — скашивание стенок шпицштихелем.
Контурная и обронная гравировки, имеющие при гравировании самостоятельное значение, здесь становятся первой подготовительной стадией инкрустирования. Но выполненная резцами или гравировальными зубильцами гравировка требует дополнительной обработки, В контурных углублениях с помощью шпицштихеля скашивают с одной и другой стороны стенки так, чтобы в сечении вместо прямоугольника была трапеция. Стенки углублений скашивают также в других гнездах-углублениях, имеющих самую различную конфигурацию, например, лепестка, цветка, всевозможных геометрических фигур.
Контурную резьбу, предназначенную специально для инкрустирования, можно выполнять сразу шпицштихелем, ориентируясь на линии рисунка, нанесенного на поверхность металла. Все линии рисунка гравируют шпицштихелем так, чтобы полотно клинка было наклонно под небольшим углом вправо. Затем, ориентируясь на тот же контур и держа штихель под тем же наклоном, гравируют в обратном направлении. Если посмотреть на полученную канавку в сечении — она будет похожа на ласточкин хвост.
Заполняются гнезда-углубления металлическими вставками. Старые мастера для инкрустирования изделий из бронзы и железа применяли не только золото и серебро, но и другие металлы. В первом тысячелетии до н. э., когда железо было большой редкостью, бронзовые изделия инкрустировали вставками из железа. В. И. Даль, большой знаток всевозможных ремесел, упоминает о том, что «в Сибири делают и медную насечку, насекая медной проволокой винтовки». Разумеется, это была насечка медью по железу, точнее, по стали, из которой изготовляются обычно металлические части винтовки. При обучении технике насечки кубачинские мастера вместо серебра использовали алюминий, а вместо золота — латунь, только после этого они доверяли успешно усвоившим мастерство драгоценные металлы. Старые мастера порой говорили: «У хорошего мастера и латунное изделие дороже золотого». Итак, для насечки можно использовать самые разные простые металлы и сплавы: железо, медь, латунь, алюминий, олово, свинец, мельхиор, нейзильбер и другие. Важно соблюдать одно условие: металл для вставок должен быть мягче, чем тот, из которого изготовлено инкрустируемое изделие.
Насечка заподлицо.
Если гнезда под инкрустацию выполнены на стальном предмете, для насечки можно использовать медную или латунную проволоку.
Вместо проволоки применяют также нарезанные из листового металла узкие полоски с прямоугольным сечением. Всевозможные фигурные вставка вырезают из листового металла, толщина которого должна соответствовать глубине вырубленного в металле гнезда. Проволоку и пруток отжигают на огне до красного каления.
Работа по заполнению углублений, выполненных чеканом, зубильцами и гравировальными инструментами (рис. 4), идет в следующей последовательности. Проволоку или пруток постепенно вколачивают в углубления легкими ударами молотка с полированным бойком. Когда все углубления будут заполнены до конца, более сильными ударами молотка выступающие элементы инкрустации проковывают так, чтобы они оказались заподлицо с поверхностью инкрустируемого предмета. Мягкий металл вставок, как пластилин, заполнит прорезанные и выбитые в металле углубления, заклинившись в них так, что выковырить их можно, только разрушив инкрустацию. Большое значение для прочного сцепления металлов имеют заусеницы на дне углублений. Они врезаются в мягкий металл вставок, затем загибаются — и эти крючки надежно удерживают элементы вставок. Ту же роль заусеницы, полученные с помощью острых сечек, играют при инкрустировании плоскими фигурными вставками, розетками, лепестками, бутонами, фигур человека и животных. На дно гнезда, вырубленного в изделии по форме вставного элемента, насекаются канфарником под разными углами углубления.
Рис. 4. Инструменты и последовательность насечки заподлицо контурных линий: 1 — зубильце (вид спереди и сбоку), канфарник с различными сечениями рабочей части; 2 — прорубание канавок зубильцем; 3 — нанесение заусениц в канавке; 4 — вколачивание проволоки в канавку.
Инкрустация фигурными вставками заподлицо.
Из листового металла вырезают ножницами или выпиливают лобзиком фигурную вставку, например, в форме лепестка. Края слегка скашивают, опилив их напильниками и надфилями. Затем вставку слегка выколачивают с одной стороны выколоточным молотком со сферическим бойком. Выколотку можно выполнить иначе: молотком с плоской полированной поверхностью на чекане с шаровидным бойком. Если инкрустация выполняется на объемном изделии, например, имеющем цилиндрическую поверхность, то вставку еще и изгибают так, чтобы се изгиб соответствовал изгибу цилиндра.
Приложив вставку к инкрустируемой поверхности выпуклой стороной вверх, обводят ее стальной чертилкой. Ориентируясь на прочерченные контуры, вырубают зубильцами гнездо (рис. 5). Глубина гнезда должна соответствовать толщине вставки. Стенки его скашивают внутрь под тем же углом, что и края вставки. Дно гнезда насекают сечкой или канфарником, вбивая их в металл под разными углами. Вложенную в гнездо вставку проковывают сильными ударами молотка с плоским полированным бойком. При этом вставка выпрямляется, края плотно соединяются со скошенными стенками гнезда. Одновременно заусеницы входят в мягкий металл вставки, сгибаются и удерживают его. словно крючками. Часть металла вставки впрессовывается в углубления, полученные канфарниками. Поверхность готовой инкрустации выравнивают с помощью шабера, а затем шлифуют и полируют. Если необходимо на готовом изделии сохранить натуральные цвета металлов, на его полированную поверхность наносят тонкий слой прозрачного лака, который предохраняет их от окисления.
Рис. 5. Последовательность насечки заподлицо вставки из листового металла: 1 — прорубание канавки по контуру; 2 — выравнивание гнезда; 3 — насекание заусениц на дно гнезда; 4 — вколачивание вставки.
Рельефная насечка.
Для рельефной насечки углубления (канавки и гнезда) выполняются так же, как и для плоской насечки. При этом важное значение имеет облой, возникающий по краям углублений.
Один из способов получения углублений с помощью чеканов для рельефной инкрустации заключается в том, что вначале их наносят острым клинообразным чеканом. Затем узкую часть канавки расширяют чеканом, имеющим плоский боек (рис. 6).
Рис. 6. Выполнение рельефной насечки с помощью чеканов: а — получение канавки чеканом с клиновидным бойцом; б — проработка канавки чеканом с плоским бойком; в, г — эачеканивание вставок.
При инкрустировании линейных элементов применяют проволоку, имеющую овальное сечение. Чтобы ее получить, слегка провальцовывают или проковывают молотком обычную проволоку с круглым сечением. Ширина узкой стороны провальцованной проволоки должна быть такой, чтобы она легко входила в предназначенное ей углубление. Вместо проволоки можно использовать полоски, нарезанные из листового металла.
В подготовленные канавки проволоку укладывают узкой стороной так, чтобы она возвышалась над поверхностью инкрустируемого изделия. Затем с одной и другой стороны канавки слегка проковывают облой (заусеницы). С их помощью вставка из проволоки удерживается, подобно камню в оправе. Получившиеся рельефные выступы имеют пока что недостаточно четкую форму. Чтобы рельефным выступам придать более четкую форму, используют чекан, боек которого имеет вогнутую поверхность. Наряду с линиями и плоскими вставками на металл можно наносить выпуклые точки. В орнаментальной или сюжетной композиции их можно использовать при решении самых разных декоративных задач.
В сочетания с линиями они могут образовывать простейший так называемый узор в полосе. Кроме того, заполняя ими определенные участки инкрустации, можно разнообразить ее, усилить декоративную выразительность. Чтобы получить круглую точку, в металле делают углубление чеканом с коническим бойком. При этом образуется по краям облой в виде приподнятой бороздки. В полученное углубление вставляют конец проволоки и обрезают ножницами на уровне облоя. Чтобы вставка не выпала, облой слегка подчеканивают молотком. Затем берут чекан с бойком, имеющим небольшое сферическое углубление. С его помощью точку зачеканивают. При этом образуется бугорок со вставкой посередине, имеющий правильную сферическую поверхность.
Фигурные вставки для рельефной инкрустации вырезают или выпиливают из металлического листа, толщина которого должна быть несколько больше, чем глубина предназначенного для нее гнезда. Вставляют в гнездо и молотком проковывают по краям облой. Затем, если это входит в художественный замысел, наносят на вставку гравировку либо выполняют рельефную резьбу. Выступающие элементы шлифуют и полируют. Следует заметить, что в отличие от низкой инкрустации шлифовку и полировку выполняют очень осторожно. Углубленные же места должны быть отполированными заранее, еще до того, как па нее будут нанесены контуры вспомогательного рисунка.
Высокая насечка, при которой отпадает необходимость вырубать под накладку гнезда. В этом случае вырезанный из латуни или меди элемент орнамента накладывается на предварительно насеченную поверхность и проковывается (рис. 7).
Рис. 7. Последовательность выполнения высокой насечки: 1 — насекание заусениц; 2 — проковка накладки; 3 — обработка накладки резьбой; внизу — латунный ключ с алюминиевой насечкой и стальной значок с латунной насечкой.
Чтобы защитить изделие из стали, украшенное инкрустацией, от коррозии, его нередко патинируют. Тульские и кубачинские оружейники широко применяли воронение. И не только для того, чтобы защитить сталь от ржавчины, а еще и потому, что иссиня-черный фон усиливает выразительность золотой насечки и подчеркивает красоту драгоценного металла. На темном вороненом фоне элементы насечки становятся более контрастными. При тонировании стали можно использовать также цвета побежалости, возникающие на поверхности металла при нагревании. Если инкрустированное латунью стальное изделие нагреть паяльной лампой до определенной температуры, оно приобретет иссиня-черный цвет, а латунь покроется лишь едва уловимым золотистым налетом. Внешне инкрустация будет напоминать золотую насечку. Не следует подвергать термическому патинированию изделия, инкрустированные оловом, свинцом и алюминием, поскольку они имеют вязкую температуру плавления. Для тонирования наделяй, инкрустированных этими металлами, следует применять химический способ патинирования. Но нужно подобрать такие патинирующие составы, которые бы изменили цвет фона, но не вступили в реакцию с металлом вставок..
Как сделать накладной рисунок из дерева.
В работе резчика иногда возникает необходимость в изготовлении выпуклого накладного рисунка или автографа на изделии. Он выполнен контрастными объемными буквами и линиями, выступающими над фоном. Техника таких работ сродни мозаичным работам и инкрустации, заключается она в следующем. На отделанный фон, до покрытия его лаком, карандашом (можно через копировальную бумагу) наносят рисунок и проклеивают его клеем, хорошо проникающим в поры древесины. Затем сверлом диаметром чуть меньшим толщины требуемых линий с помощью бормашины по всему рисунку просверливают гнезда глубиной 3— 4 мм. Перемычки между гнездами не должны превышать толщиной линий рисунка. Предварительным проклеиванием предотвращают выкрашивание древесины в тонких перемычках между гнездами. Для рисунка выбирают породу, по цвету контрастирующую с фоном. Торцевой срез древесины высотой около 8—10 мм раскалывают на дощечки толщиной в линию рисунка с припуском на обработку. С помощью ножа-косяка дощечки с одной стороны заостряют на шпильки, очень похожие на те, которые применяются в сапожном деле. Шпильки забивают на клею в гнезда рисунка, следя за тем, чтобы стороны их совпадали с направлением линий рисунка. После просушивания промежутки между шпильками заполняют незаостренными шпильками также на клею.