Россия, Москва, 2-я Синичкина улица
Телефон:
+7 (903) 557-22- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Дистанционное управление лодочным мотором своими руками

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором

Простой однорукояточный привод дистанционного управления Системы дистанционного управления лодочными моторами обычно довольно сложны конструктивно и потому изготовление их отнимает много времени. Управление производится, как правило, двумя рукоятками («газ» и «реверс»), что затрудняет управление лодкой, особенно при буксировке лыжника. Варианты с однорукояточным приводом, описанные в статьях Л. П. Зимакова в № 15 и 33 сборника «Катера и яхты», предусматривают необходимость сложных переделок в самом моторе.

При разработке предлагаемого варианта самодельного дистанционного управления лодочным мотором я задался целью, с одной стороны, максимально упростить процесс управления лодкой, а с другой — свести к минимуму необходимые доработки в моторе и обеспечить возможность изготовления системы в домашних условиях (одновременно с необходимыми блокировками, гарантирующими, например, невозможность полного открытия дросселя при выключенном реверсе).

Система дистанционного управления выполнена однотросовой, поэтому пришлось установить возвратные пружины для обеспечения «сброса» газа и выключения муфты редуктора. Наличие пружин значительно упрощает привод, но, безусловно, снижает его надежность, в связи с чем необходимо вынести кнопку «стоп» на пульт управления.

Зная по опыту долголетней эксплуатации «Вихря» на сравнительно легкой (120 кг) лодке, что включение заднего хода требуется чрезвычайно редко, я отказался от выноса включения реверса на пульт управления. Это также упростило конструкцию привода. При необходимости задний ход включается непосредственно рукояткой реверса на моторе.

Таким образом, привод обеспечивает включение переднего хода и нейтрали и управление газом, причем все эти операции производятся одной рукояткой.

Доработка мотора (в данном случае «Вихря») заключается в следующем.

Для управления дроссельной заслонкой карбюратора на вертикальном валике привода необходимо установить рычаг 60 мм с зажимом для тросика на конце.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

На поддон устанавливается упор из дюралюминия или стали толщиной 3-4 мм так, чтобы ползун переключения реверса упирался в него передней частью в положении «нейтраль». Этот упор нужно сделать откидывающимся для возможности включения заднего хода.

В отверстии для крепления горизонтальной тяги реверса закрепляется конец пружины; второй ее конец крепится в отверстии передней части поддона. Пружина должна прижимать ползун к упору с усилием 3-5 кг и развивать усилие 10 кг при полностью включенном переднем ходе (крайнее заднее положение ползуна).

Боуденовская оболочка крепится в поддоне. Трос протягивается через блочок, расположенный на задней части поддона, и крепится к ползуну реверса с помощью вилки из листовой стали и короткого пальца, входящего в горизонтальную часть прорези ползуна.

Подготовка моторов других марок совершенно аналогична, кроме переключения реверса. На «Нептуне», «Москве», «Ветерке» и т. п. передний ход включается движением рычага вперед и поэтому ролика на тросе, изменяющего направление движения, не требуется.

Собственно привод дистанционного управления чрезвычайно прост по конструкции и в изготовлении.

Предназначение рулевого управления

Рулевая консоль для лодки ПВХ сконструирована для регулирования перемещения плавсредств без приближения к мощным подвесным двигателям. Устройство удаленного управления монтируется с помощью шасси, к которому подключаются коммуникационные провода для регулирования лодочного мотора.

  • штурвал;
  • редуктор;
  • машинку-регулятор газа и реверса.

image

Помимо основных комплектующих в состав системы включают эхолот, вольтметр, триметр, тахометр, навигационные приборы. На управляющей панели можно установить индикатор заряда аккумуляторного блока, управление осушительной помпой, выключатель.

Рис. 1. Общий вид дистанционного управления

Чтобы трос газа не отходил назад, на пальце 14 между щетками помещается фрикционное устройство, состоящее из двух текстолитовых шайб 15 и пружины 16. Жесткость пружины 16 подбирается таким образом, чтобы возвратная пружина газа, установленная на моторе, не могла бы сдвинуть рукоятку привода, стоящую в положении «полный газ». Пружина имеет 12 витков намотанных с шагом 3 мм из проволоки ОВС Ø1,2.

На одной из щек крепятся поворотные упоры 4 и 5 оболочек троса реверса и газа. Узлы для регулировки слабины оболочки можно установить на любом конце — либо в поддоне, либо на упоре в приводе.

Выбор троса для газа и реверса

Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.

Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.

Рис. 2. Детали самодельного дистанционного управления

Лучше всего при обработке пазов придерживаться следующей технологии. Вначале просверлите отверстия Ø6 в щеках с координатами 30—30 и нижних концах рычага и серьги. Затем скрепите серьгу и рычаг со щекой болтом М6, так чтобы стороны рычага и серьги были параллельны короткой стороне щеки, и высверлите отверстие во всех этих деталях с координатами 30—70.

Теперь нужно снять серьгу и, пользуясь рычагом как кондуктором, засверлить два оставшихся отверстия в щеках. Затем, сняв рычаг, можно увеличить отверстия в щеках до Ø8,2 и прорезать пазы либо пальцевой фрезой на фрезерном станке, либо выпиливая лобзиком после засверливания отверстий.

Разъединив щеки, тщательно зачистите внутренние поверхности пазов, притупите острые углы и кромки. Ширина паза 8,2 не является точной величиной. Паз может быть и пошире; главное — чтобы пальцы 10 и 14 (рис. 1) после сборки перемещались по пазам без заеданий.

Рис. 3. Схема работы дистанционного управления

Дистанционное управление лодочным мотором

Установка своими руками Длительное непрерывное управление лодкой посредством румпеля неизбежно вызывает ощущение дискомфорта. Рулевой вынужден долго находиться в неестественной позе, вполоборота. На руки, шею и спину передаётся сильная нагрузка, в результате чего мышцы начинают болеть. На коротких дистанциях это проявляется не столь ярко, но совершение длительного перехода без перерывов для отдыха представляется весьма затруднительным. Поэтому установку на лодочный мотор системы дистанционного управления следует признать объективной необходимостью. Она существенно упрощает эксплуатацию небольших лодок, а на больших судах необходима для обеспечения безопасности.

Производители некоторых марок моторов для лодок изначально включают в комплект дистанционное управление. Как правило, это блок (коммандер), управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Более совершенные системы позволяют также осуществлять маневрирование и изменять курс движения лодки. Для этого в них присутствует рулевое колесо (оно же — штурвал). Однако зачастую моторы продаются без дистанционного управления. Тогда эту систему приходится приобретать отдельно.

Разновидности ДУ

Существует два типа систем, служащих для управления двигателем судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.

  • 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
  • 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.

Устройство газо-реверсных машинок

Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс. Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.

Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.

Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.

  • Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
  • Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.

Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.

  • Первая из них приводит лодку в движение.
  • Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.

В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.

От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.

По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками. Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.

Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора.

Устройство управления курсом лодки

Дистанционное рулевое управление лодочным мотором. В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.

При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно. В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.

В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.

Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.

Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки. В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.

При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.

Гидравлические системы

Рулевое управление на лодку , которое выбирает ее собственник, может быть гидравлическим. Это более совершенный тип устройства. Такая система монтируется вместе с двигателем мощностью до 150 л. с. Она включает в себя несколько основных узлов.

Помпа привода руля выполняет функции масляного насоса. На его валу устанавливается колесо руля. При повороте штурвала помпа будет направлять к определенным гидроцилиндрам двигателя масло под давлением.

Гидроцилиндр разделяется поршневой системой на две отдельные полости. Если к рулю прикладывается усилие, в одной из двух частей возникает повышенное давление. При этом поршень будет перемещаться в обратном направлении. Усилие будет перераспределяться на поворотную колонку или неподвижную конструкцию двигателя.

Шланги соединяют помпу и гидроцилиндр. Их длина соответствует габаритам плавательного средства. Так как основой такой системы является масло, удается передавать сигнал от штурвала точно.

Безопасное управление лодкой с мотором

Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.

Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.

Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.

Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.

Ручное управление лодкой

Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:

• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;

• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;

• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;

• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;

• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;

• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;

Система дистанционного управления лодкой

Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.

Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:

• консоль или рулевая стойка с штурвалом;

• система электрического запуска мотора;

• машинка газа-реверса и переключения скоростей.

Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).

Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.

Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.

Управление поворотом двигателя осуществляется двумя способами под соответствующую комплектацию.

В случае приспособленного к дистанции ПЛМ, достаточно приобрести и установить комплект элементов включающий в себя планетарный рулевой редуктор модели Т71, позволяющий выполнить перекладку руля за три с половиной оборота, изготовлен из алюминиевого сплава.

Приспособлен для штурвалов диаметром до 400 мм. Рулевое колесо и консоль для установки в комплект не входит и приобретается отдельно. Шаг рулевого троса составляет 30, 5 см, полный ход равен 225 мм. Толкающее усилие на тросе равно 120 кг, что обеспечивает повышенную надежность устройства. Соединение рулевого троса с мотором выполняется соединительной скобой из нержавеющей стали с тонкой регулировкой длины в пределах 30 мм.

Простое румпельное управление:

Для установки тросового комплекта в комплект следует добавить транцевую опору для закрепления оплетки рулевого троса «S61» вместо рулевой тяги. Это устройство имеет высоту 115 мм и изготовлено из нержавеющей стали и применяется, когда отсутствует труба необходимая труба в струбцине мотора.

Перед приобретением тросов по специальной методике производится расчет длины по заданным параметрам лодки и местом установки элементов управления.

. При расчете длины рулевого троса следует измерить расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, определить расстояние от консоли до транца и величину половины транца. После сложения полученных величин, на каждый изгиб троса под прямым углом нужно отнять по 10 см. При подключении через трубу в струбцине двигателя к найденной величине нужно добавить 30, 5 см и округлить размер в сторону увеличения до целого числа. Результат расчета даст искомую длину в сантиметрах.

Аналогично определяем длину тросов для машинки «газ-реверс». Только следует учитывать, что место установки машинки расположено около одного из бортов лодки.

Помощь в расчетах размеров и выборе наконечников окажут сотрудники компании Водолей-маркет.

Электрические рулевые машинки

При троллинговой рыбалке упрощенное удаление и дополнительную свободу перемещения по кокпиту можно достичь при помощи телескопического удлинителя румпеля. Он подходит для любых ПЛМ, где кнопка выключения зажигания находится на рычаге. Изменение длины происходит при помощи цанги в пределах 70-120 см. Устройство легко устанавливается и демонтируется. Изготавливается из анодированного алюминия со стальным нержавеющим крепежом. Также удлинитель полезен для переноса веса в нос лодки при выходе на глиссирование.

Другой вариант дистанционного управления троллинговым мотором: применение электрической рулевой машинки Т100. Ее можно устанавливать на ПЛМ всех основных производителей с мощностью 5 лошадиных сил и выше. Для привода используется стабилизированный источник постоянного тока с напряжением 12 В. Время полного поворота мотора от упора до упоры составляет около четырех секунд. Привод легко монтируется и демонтируется на транце лодки. Управление лодкой и мотором с проводного пульта. Длина кабеля составляет 3, 6 м.

Для управления импортными ПЛМ мощностью более 10 лошадиных сил применяют электрическую рулевую машинку Т4, с аналогичными Т100 характеристиками, с установленными исполнительными механизмами увеличенной мощности.

Для упрощения использования электрических рулевых машинок можно применят беспроводное дистанционное управление поворотом. В него входит пульт, блок реле и комплект проводов для подключения исполнительных механизмов. Работает от аккумулятора с напряжением 12 В. Возможно использование источников питания от электрических насосов для накачивания лодок.

Вносимые изменения в конструкцию оказывают значительное влияние на безопасность плавания.

Перед приобретением и монтажом дистанционного управления на лодку нужно внимательно изучить инструкции на ПЛМ, плавсредство и предполагаемое к установке оборудование на предмет их соответствия друг другу. По завершению монтажа в обязательном порядке убедиться в исправности элементов системы.

Источник: https://vodoley-market.ru/statji/stati-o-lodochnyh-motorah/kak-podobrat-distancionnoe-upravlenie-na-lodku-ili-kater/

Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос! Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора! Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

Как подобрать рулевое управление к моторной лодке?

Современная механическая рулевая система представляет собой механический шестеренчатый редуктор (рулевую машинку) и один рулевой трос «тяни-толкай» с «червяком» на стороне редуктора (либо зубчатой рейкой) и стальным штоком на стороне двигателя.

К основным преимуществам «механики» стоит отнести доступную цену, а также простоту и надежность конструкции.

К недостаткам, а точнее конструктивным особенностям, — критичность рулевого троса к количеству изгибов и их радиусу. Первых в идеале не должно быть более двух (90 градусов каждый), а второй не должен быть менее 20 см.

Конструкция корпусов большинства моторных лодок и катеров позволяет без труда соблюсти эти требования, поэтому механические рулевые системы остаются самыми востребованными на рынке. «Механика» может применяться для управления судами с двигателями мощностью до 300л.с., однако, обладая даже 90- сильным двигателем, уже можно задуматься об установке гидравлической системы рулевого управления.

1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

Комплект для подключения рулевого ДУ:

— крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

Рулевое управление своими руками

Рулевое управление на лодку своими руками создать вполне возможно. Многие владельцы подобных плавсредств производят самостоятельную сборку из-за неудовлетворительного качества покупных систем, а также их высокой стоимости. Для создания конструкции потребуется фанера толщиной около 12 мм.

Все элементы механизма выпиливаются по отдельности. Их собирают при помощи мебельных уголков. Торцы, места соединений нужно тщательно промазать эпоксидным клеем. Место под редуктор должно находиться на лицевой панели. Сюда же выводятся все переключатели, приборы, трос остановки мотора в аварийной ситуации.

Вся конструкция шлифуется, а также покрывается стеклотканью. Сверху наносится слой грунтовки. Его окрашивают водоотталкивающей краской. К пайолу плавательного средства изготовленное рулевое управление монтируется при помощи 5 прочных шурупов.

Рассмотрев особенности рулевого управления на лодке, можно правильно выбрать тип конструкции в соответствии с особенностями своего плавательного средства.

3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

Обратите внимание! Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

— рулевой трос в количестве 1 шт.

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник: — заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!) — слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — крепим рубашку троса за редуктор — устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль — снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке — накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

Центровка руля . скоро будет руководство.

— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой — цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения) — вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ! Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно! Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора. — если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора — одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

Рулевое управление подобрано, установлено и подключено! Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

Примеры выполненных работ.

а) Рулевые редукторы

  • Rotary 3000 — полная перекладка руля осуществляется за 3 оборота. Максимальная нагрузка на кабель 136 кг. Максимальный диаметр рулевого колеса 400 мм. Минимальная ответная реакция. Производитель Корея.
  • ZTS — рулевой редуктор с планетарной передачей. Без обратной связи. Максимальная нагрузка на кабель 340 кг. Производитель Корея. Предназначены для установки тросов М-66.
  • Т 67 – рулевой редуктор используется для моторов до 50 л.с, самый простой редуктор под тонкий штуртрос М58 и его аналоги. Полная перекладка руля за два с половиной оборота, ход 230 мм., толкающее усилие 120 кг.
  • Т 85 –самая популярная модель для катеров под мотором свыше 40 л.с., полная перекладка руля осуществляется за три оборота, ход 288 мм., толкающее усилие -340кг., предназначен для толстого штуртроса М66 или их аналоги.
  • Т 71 – усиленный рулевой редуктор, длина хода 288 мм., толкающее усилие 340 кг., полная перекладка руля осуществляется за три с половиной оборота с минимальным возвратным моментом, предназначен для установки тросов М66 и их аналогов.
  • G 10 -Рулевой редуктор для лодочных моторов, мощностью до 55 л.с. Корпус изготовлен из высокопрочного металлического сплава. Имеет планетарную передачу, увеличивающую диапазон применения редуктора. Верхняя накладка чёрного цвета входит в комплект. Используется с тросами управления М58 (Т01). При покупке рулевого редуктора дополнительно необходим переходник Х.333

Штуртроса, подбор их к моторам по мощности, и к рул. редукторам.

Выбор механической рулевой системы следует начинать с определения длины рулевого троса. Измеряем расстояние от центра рулевой колонки до борта лодки –«А», путь троса вдоль борта – «В», а также половину ширины транца – «С».

Проведенные расчеты в соответствии с избранным типом крепления рулевого троса. Самым распространенным является крепление троса непосредственно к мотору. Подвесные моторы, рассчитанные на установку рулевого управления, имеют для этого специальную сквозную трубку с резьбой на конце. Оболочка рулевого троса крепится к этой трубке с помощью накидной гайки, а шток рулевого троса, соединяется с двигателем Г-образным рычагом – рулевой тягой.

В этом случае длина рулевого троса подсчитывается следующим образом: к сумме (А+В+С) добавляется 15см. полученное значение переводится в футы (=0.3м.) и округляется в сторону большего числа футов.

Рулевой трос с помощью специальных шарнирных кронштейнов можно закрепить также на стенке рецесса или на транце. Этот вариант применяется в случаях, когда конструктивные особенности лодки или мотора не позволяют закрепить трос непосредственно на двигателе (к примеру, таким образом импортное рулевое управление легко стыкуется с отечественными моторами, не имеющими штатной втулки под рулевой трос). В этом случае из суммы А+В+С следует вычесть 15см.

Следует иметь ввиду, что излишне длинный трос может доставить не меньше хлопот, чем трос короткий. Лишнюю длину придется где то размещать, а с учетом того, что дополнительные изгибы рулевого троса увеличивают нагрузку на рулевой редуктор, это может составить серьёзную проблему.

Источник: https://ilodki.ru/media/kak_podobrat_rulevoe_upravlenie-a154/

Ссылка на основную публикацию
Похожее