Россия, Москва, 2-я Синичкина улица
Телефон:
+7 (903) 557-22- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

Для понимания множества разнообразных типов речных судов необходимо уяснить некоторые категории.

Речное судно — это плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения различного рода работ по обеспечению внутреннего судоходства на озерах, реках и искусственных водных путях. В отличие от морских судов, способные выдерживать сильные ветра и волнение моря, к речным судам предъявляются менее жесткие требования к остойчивости, поэтому могут быть выполнены из композитных материалов.

Речные суда ограничены навигационными возможностями, которые определяются шириной и глубиной рек, где эксплуатируется судно, а также высотой мостов требующие наличие регулируемого по высоте руля и выдвижных мачт для беспрепятственного прохода под ними. В любом государстве существование различных типов речных судов зависит от характеристик судоходных рек и каналов, с учетом наличия инфраструктуры, включающей в первую очередь сеть железнодорожных дорог.

Речной транспорт это тихоходный, но недорогой вид транспорта, который лучше всего подходит для перевозки навалочных грузов и контейнеров. Не менее важным понятием в классификации является разделение речных судов по классам Речного Регистра. В зависимости от конструктивных особенностей судов Речной Регистр делит их на пять классов:

  • М-СП
  • М
  • О
  • Р
  • Л

Суда класса М

К классу «М» относятся суда, которые могут плавать в бассейнах разряда «М» без ограничений по погоде. Прочность корпуса этих судов должна быть достаточной для плавания на волнении, когда высота волн достигает 3 м, а длина — 40 м. К этим речным судам предъявляют особые требования по остойчивости, закрытиям люков, дверей, иллюминаторов. Для того чтобы уменьшить заливание палубы в свежую погоду, линии борта речного судна придают седловатость в носу и корме. На всех открытых частях главной палубы пассажирских и буксирных судов класса «М» устанавливают прочные металлические фальшборты высотой не менее 0,9 м, а на буксирных судах до 0,6 м. Палубные надстройки на всех речных судах класса «М» делают стальными или из легких сплавов. Для освещения внутренних помещений в палубных надстройках вместо обычных окон устанавливают иллюминаторы с металлической рамкой круглые или прямоугольные с глухими крышками. Для предотвращения попадания воды внутрь корпуса при плавании судов на волнении палубные люки оборудуют комингсами высотой не менее 300 мм. Все наружные двери выполняют водонепроницаемыми, металлическими, которые закрываются с помощью задраек. Люки грузовых трюмов оборудуют водонепроницаемыми закрытиями. Высота борта речных судов класса «М» больше, чем у судов других классов. Якорные цепи речных судов класса «М» должны быть длиннее и прочнее, чем цепи на судах других классов.

Осадка судов

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

  • Проектная. Представляет собой расчетную осадку, измеренную на ½ длины корпуса судна, и характеризующую расстояние от ватерлинии судна до крайней точки киля. Данный показатель, измеренный по мидель-шпангоуту, в проектно-технической документации, согласно принятым международным стандартам, обозначается латинской буквой «Т».
  • Носовая осадка – показывает глубину погружения носовой части судна. Для её определения на носу крупных судов наносят специальную разметку – носовую марку.
  • Кормовая осадка – нижняя точка погружения кормы в воду. Определяется при помощи нанесённой на корму разметки – кормовой марки.
  • Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

  • Массы судна. Согласно законам физики, чем больше масса корабля, тем глубже он будет погружаться в воду.
  • Длины и ширины корпуса. При одинаковой массе меньшую осадку будет иметь судно с более широким и длинным корпусом. Это связано с большей выталкивающей силой воды, действующей на корпус корабля с увеличенной площадью днища.
  • Конструктивных особенностей корпуса. В первую очередь, здесь подразумевается размер киля. А для малых судов – его наличие или отсутствие.

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

  • По специальной диаграмме, называемой «грузовой размер». В ходе исчислений выводится грузовая шкала, которая является основным грузовым документом судов.
  • По показателям кормовой (Тк) и носовой (Тн) осадок находится средняя осадка судна (Тср): Тк х Тн = Тср. Подобная формула справедлива для плавсредств с ровным килем, лишённым изгиба. Для кораблей с изогнутым килем, перед тем, как определить осадку судна, потребуется внести в данную формулу поправки в виде коэффициента изгиба киля. Этот показатель должен быть указан в технической документации корабля.

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Суда класса М-СП

Суда смешанного плавания «М-СП» оборудованы для возможности плавания в морских условиях. Кроме повышенной по сравнению с речными судами класса «М» прочностью корпуса и мореходностью, они снабжены навигационными приборами, спасательными средствами, звуковыми и световыми сигналами, имеют аварийное снаряжение, а все закрытия на этих судах выполнены по правилам регистра для морских судов.

Судно смешанного плавания класса М-СП

Суда класса О

К классу «О» относятся суда, которые могут плавать в бассейнах, отнесенных к разряду «О», без ограничений по погоде. Прочность корпуса этих речных судов должна быть достаточной для плавания на волнении, когда высота волн достигает 2 м, а длина 20 м. К речным судам класса «О» предъявляют менее жесткие требования по остойчивости, закрытиям, снабжению, спасательному, навигационному и другому оборудованию, чем к судам класса «М». Надводный борт судов класса «О» делается выше, чем на речных судах. Главную палубу выполняют также с седловатостью в носу и, корме. Однако высота надводного борта и величина седловатости могут быть меньше, чем у судов класса «М». В надводном борте речных судов этого класса делают иллюминаторы с глухими крышками. Высота комингсов люков должна быть не менее 150 мм. Люки грузовых трюмов оборудуют брызгонепроницаемыми крышками. Палубные надстройки судов класса «О» выполняют металлическими; вместо иллюминаторов в них допускается устройство окон.

Версия для слабовидящих

В теплый сезон на реках и каналах города мы привыкли видеть множество разнообразных речных судов: большие и довольно вместительные теплоходы, уютные теплоходики или катера поменьше, яхточки с парой человек на борту и другие разнообразные корабли и кораблики. Чем же они отличаются друг от друга, какие типы речных судов можно наблюдать на многочисленных водных дорогах нашего города — обо всем подробно в нашем обзоре.

Итак, если вы находитесь в историческом центре на набережных Фонтанки, Мойки на канале Грибоедова прогуливаетесь вдоль Крюкова канала или возле Зимней канавки то вы непременно встретите теплоходы классов «Фонтанка«, «Мойка«, «Ладожанка«, «КС«. Реже встречаются суда типа «ПС«.

Теплоходы класса «Фонтанка» собственно и были удачно спроектированы для рек нашего города. Габариты судна 20-21 метр, а ширина 5,5 метров — и они идеально вписываются во все изгибы и повороты рек и каналов Санкт-Петербурга. Эти теплоходы не выходят в Финский залив, зато очень удачно курсируют по популярному маршруту, который обычно называют «Северная Венеция», включающий весь парадно-исторический центр города с выходом в Неву. Об этом маршруте можно подробно почитать в одной из наших статей. Вместимость «Фонтанок» — до 50 человек, и это открывает самые широкие возможности для использования этих прогулочных теплоходов для самых различных мероприятий — от свадьбы до корпоратива или делового мероприятия.

Теплоходы класса «Мойка» тоже предназначены именно для рек и каналов, это речные, а не морские суда, их часто так и называют «речные трамвайчики». Они обычно вмещают 35 человек, и отлично подходят для прогулок или корпоративов небольшой компании, легких фуршетов или прогулок молодоженов перед основным торжеством. Отлично подходят для ночных прогулок по городу небольшой компанией.

«Ладожанка» на водных просторах города встречаете реже,поскольку строились они в ограниченном количестве, а потом Ладожская верфь их выпускать перестала. Это самые маленькие речные трамвайчики в городе.

Теплоходы класса «ПС»: по рекам города курсируют только модифицированные суда класса «ПС», они напоминают «Мойки», только побольше. 18,5 метров в длину и 4,5 в ширину.

«КС» — обширный класс судов предназначенный для мелководных рек. Не все суда этого класса пассажирские, но на реках в центре города конечно же можно наблюдать пассажирские модификации этих теплоходов. Они очень разнообразны по габаритам, некоторые выглядят почти как «Мойки», некоторые очень небольшие в ширину и легко проходят по узкому каналу Грибоедова, а некоторые маленькие и больше похожи на катер а не на теплоход.

Чем отличается теплоход от катера? И катер и теплоход передвигаются за счет стационарного двигателя, установленного на судне. Так что по своей сути катер — это маленький теплоход и отличается только размерами.

Арендовать маленький катер для прогулки по Фонтанке, Мойке и каналам тоже возможно, но стоимость аренды катера на 6 человек сопоставима с арендой прогулочного теплохода класса «Мойка». А катер на 10 человек, будет уже значительно дороже теплохода, с закрытой палубой, с музыкальной аппаратурой, с возможностью устроить фуршет или танцы. Так что выбирая прогулку на маленьком катере не забудьте учесть эти моменты.

Следующий вид теплоходов — это большие двухпалубные теплоходы типа «Москва» и «Нева» Эти суда используются на широких просторах Невы, Большой, Средней и малой Невки, в акватории Финского залива, а также может пройти по Неве к Ладожскому озеру и крепости Орешек. Эти теплоходы вмещают до 120 человек, и конечно же они не ходят по рекам и узким каналам города. Это широкие и вместительные суда, и подойдут для грандиозных мероприятий с большим количеством людей, поскольку небольшая компания просто потеряется на таком теплоходе, не говоря от том, что финансово аренда таких судов значительно отличается от теплоходов «Фонтанка» и «Мойка» и будет выгодна только если мероприятие действительно достаточно масштабное.

Суда на подводных крыльях типа «Метеор» или «Восход» ходят в исторические пригороды. Эти быстроходные суда способны развивать скорость до 70 км в час. «Метеоры» и «Восходы» ходят по расписанию и на них конечно можно прокатиться с ветерком, но конечная цель все же не прогулка по воде, а скорей красивый и быстрый способ добраться до дворцов и парков Петергофа или кораблей и музеев Кронштадта. А если вас интересует водная прогулка, возможность неспешно полюбоваться видами города, сделать прекрасные фотографии и узнать что-нибудь новое об архитектуре города, то конечно же лучшее решение — это аренда теплохода, на котором по-настоящему можно окунуться в атмосферу Петербурга.

Наша компания создала свой флот из самых удобных и подходящих для прогулок теплоходов класса «Фонтанка» и «Мойка«. Эти теплоходы идеально подходят для проведения праздников и просто для прогулок. В закрытой части палубы есть возможность расставить столы и организовать банкет, потанцевать или послушать живую музыку, посмотреть шоу-программу. При этом всегда можно выйти на открытую палубу подышать воздухом, пофотографироваться и просто полюбоваться городом.

Мы стремимся сделать каждый праздник красивым, продуманным до мелочей, незабываемым для всех наших клиентов. Все теплоходы новые и абсолютно безопасные. Мы сами строим свой флот и каждый год спускаем на воду еще один только что построенный теплоход. Например теплоход «Британия» спущен на воду в 2021 году, «Барселона» — в 2017, «Корсика» — в 2021. В этом году мы тоже надеемся порадовать наших клиентов новейшим теплоходом 2021 года постройки.

Суда класса Л

К классу «Л» относятся суда, плавающие на мелководных и малых реках, относящихся к бассейну разряда «Л». Осадка таких судов не превышает 1-1,2 м, а для малых рек — 0,5-0,7 м. В настоящее время речные суда класса «Л» строятся как с водометными движителями, так и с винтовыми тоннельными обводами кормы. На таких судах делаются облегченные надстройки, а на несамоходных судах, плавающих без команд, надстройку вообще не производят. У судов, имеющих специальное подкрепление для плавания в битом льду, после символа класса в скобках ставится слово «лёд», а для ледоколов — «ледокол». Для судов внутреннего плавания, построенных с учетом возможности плавания в прибрежных морских районах, установлен знак «ПР», который ставится после основного символа.

Все речные суда классифицируются на две группы:

  • транспортные речные суда
  • технические речные суда

Транспортные речные суда, составляющие основное ядро речного флота, предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Их подразделяют на:

  • пассажирские
  • грузовые
  • буксирные

Принцип классификации судов РРР (выдержка из правил)

21 июня, 2017

Принцип классификации судов РРР (выдержка из правил)

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СУДОВ РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР 7.1. Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами исходя из требований безопасности. 7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов. 7.3. Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро–волнового режима исходя из следующих условий:

1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1 %-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна. Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река – море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами. Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.

7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река – море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах. Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении ¹ 2 к настоящему Положению.

7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:

1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом ‡, который ставится перед основным символом, например, «‡О»;

2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, «‡О1,5».

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе ‑ в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, «‡Р1,2/0,8 глиссер», «‡О2,0/1,2 СПК», «‡О2,0/1,5 СВП», «‡Р1,2/0,4 экраноплан»;

3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, «‡О (лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;

4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1 – 3 данного пункта, вносится буква «А», например, «‡О2,0 (лед 20) А»;

5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом «‡» вносится символ «Э», например, «Э‡О2,0 (лед 20) А».

При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.

7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизо- дическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро–волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т. п.

7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

7.11. Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ ¹ 1

УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВМЕСТИМОСТИ Под вместимостью понимается валовая вместимость судна. Валовая вместимость судов внутреннего плавания GT в регистровых тоннах определяется по формуле:

,

где V — валовая вместимость, м3, определяемая путем обмера всех помещений судна или подсчитываемая по формуле:

,

где L и B — длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;

H — высота борта, м; T — осадка судна по конструктивную ватерлинию, м; d — коэффициент полноты водоизмещения; a —коэффициент полноты конструктивной ватерлинии; l, b, h — соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м. В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, всех световых люков и сходных мелких рубок. Валовая вместимость судов смешанного (река – море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении ¹ 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ ¹ 2

Речные пассажирские суда

Речные пассажирские суда имеют повышенную комфортабельность и предназначены для перевозки пассажиров. Они в свою очередь разделяются на:

  • туристские (экскурсионные, малые круизные речные суда, прогулочные суда)
  • паромы
  • плавучие дома (вонботы)

Круизное речное судно

Круизные суда

Суда проекта 588: Солнечный город | Александр Невский | Две столицы | Илья Муромец | Космонавт Гагарин | Цезарь | А.И.Герцен | Алексей Толстой| А.С. Попов | Александр Матросов | Александр Фадеев | В. Чкалов| Дмитрий Пожарский | И.А. Крылов | К.А. Тимирязев | Козьма Минин | | Михаил Кутузов | Н.В. Гоголь | Очарованный странник | Павел Бажов | Урал | Ф.И. Панферов | Федор Гладков | Хирург Разумовский

Теплоходы проекта 588 (серия I, типа РОДИНА и серия II, немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, «речной пассажирский теплоход, тип A») — средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты «Люкс», оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на большинстве теплоходов был оборудован кинозал, на некоторых модернизировано оборудование кают для повышения их комфортабельности. Были также оставлены четыре спасательные шлюпки вместо шести.

В последние годы большинство теплоходов этой серии подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям. Некоторые варианты модернизации привели к смене проекта (см. ниже судно проекта 588-317). Наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу. Распространение. Теплоходы проекта 588 эксплуатируются: на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Енисее. Они работают на разнообразных туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Москва — Санкт-Петербург, Красноярск — Дудинка. Суда этого типа поставлялись Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Московскому, Енисейскому пароходствам.

Судно проекта 588-317: Северная сказка (бывш. Карл Маркс) Трехпалубный теплоход (изначально — проекта 588), прошедший полную модернизацию в 2005-2006 гг. При модернизации на борту была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплохода оснащены всеми удобствами (санузел, кондиционер, телевизор, удобная мебель), большинство имеет увеличенную площадь. Эксплуатируется на круизах из Санкт-Петербурга по озерам Северо-Запада, на маршрутах до Соловецких островов (после специального дооборудования к навигации 2021 года), между Москвой и Санкт-Петербургом, а также на круизах по Волге из Москвы.

Речные грузовые суда

Грузовые речные суда составляют основу транспортного речного флота. На их долю приходится более 60 процентов грузооборота. Грузовые суда бывают самоходные и несамоходные (баржи) и разделяют на:

  • сухогрузные
  • наливные

Сухогрузные речные суда

Сухогрузные суда используют для перевозки леса, штучных или сыпучих грузов. Эксплуатируются также специализированные сухогрузные суда: автомобилевозы, цементовозы, рудовозы и рефрижераторы. Современные самоходные сухогрузные суда принято называть грузовыми теплоходами. В настоящее время грузовые теплоходы строят на классы М, О, Р Речного Регистра, а также смешанного плавания река-море. От постройки грузовых теплоходов на класс Л отказались. Для перевозки грузов на малых реках используют преимущественно баржи и буксиры с малыми осадками.

Несамоходные сухогрузные суда имеют грузоподъемность от 200 до 4 500 тонн. Как бункерные баржи, так и баржи-площадки широко применяются для перевозки угля, щебня, гравия, песка, руды и многих других грузов. Большие перспективы несамоходного флота открылись после внедрения сцепных замков к толкаемым составам. Сухогрузные баржи секционного состава состоят из двух и более секций и производятся на класс «О» Речного Регистра. Каждая из секций — открытая, с двойным дном и двойными бортами, имеет один трюм без поперечных переборок. Носовая секция выполнена с седловатостью в носу, нос ложкообразный, корма транцевая. Кормовая секция сделана с транцевым носом и санной кормой. Секции не имеют жилых помещений и соединяются друг с другом транцами. В кормовой секции установлена транцевая переборка с кормовыми упорами для толкания состава толкачом-буксиром при помощи автосцепа.

Сухогрузное речное судно перевозит лес

Наливные речные суда (речные танкеры)

Для перевозки жидких грузов наливом применяют танкеры, водовозы, молоковозы и другие типы речных судов. Самоходные грузовые суда, предназначенные для перевозки жидких грузов наливом в трюмы, называют танкерами. Танкеры перевозят различные нефтепродукты: сырую нефть, бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и тому подобное. Все речные суда, перевозящие нефтегрузы наливом или в баках, — пожароопасные и по состоянию оборудования и противопожарной защите подразделяются на две категории.

Наливные речные танкеры бывают самоходные суда и несамоходные суда (нефтеналивные баржи), которые оснащены мощными грузовыми насосами для погрузки и выгрузки нефтепродуктов, а также специальной системой для подогрева вязких нефтепродуктов. Самоходные речные танкеры и несамоходные баржи бывают: для перевозки нефти и нефтепродуктов, водовозы, для перевозки газа, для перевозки жидких химических продуктов.

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / К.Н. Чайников. Общее устройство судов

Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение стандартизации, планирование перевозок и сравнительные экономические подсчеты. Чтобы устранить эти затруднения, принято все суда и корабли классифицировать по основным признакам. При этом различают суда:

1) по средству движения — самоходные и несамоходные;

2) по способу движения — плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке); на поверхности воды (водоизмещающие); под водой (подводные корабли и суда);

3) по состоянию корпуса —с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные емкости, перевозящие жидкие грузы на буксире, в трюмах и т. п.) и с надувным корпусом;

4) по основному материалу корпуса — стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (нейлон) и композитные;

5) по району плавания — морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от порта-убежища на расстояние до 200 миль, рейдовые(1) и прибрежного плавания), внутреннего плавания (речные и озерные суда(2)) и смешанного плавания (суда, совершающие перевозки между морскими и речными портами без перевалки грузов);

6) по роду главной силовой установки, приводящей судно в движение,— пароходы (с поршневыми или турбинными паровыми установками); теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания); электро-турбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающими гребной вал); газоходы (с газовыми турбинами) и т. д.(3);

7) по типу движителя — винтовые (водяной или воздушный винт); с крыльчатым движителем, водометный; с гребными колесами; парусные; весельные и т. п.

image по специальному назначению — гражданские суда и корабли ВМС.

Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемыми судами или кораблями, классифицируется самостоятельно.

(1) Рейдом называется водное пространство у берегов, представляющее собой удобную якорную стоянку, защищенную от волн и ветра.

(2) По Правилам Речного Регистра РСФСР суда внутреннего плавания подразделяются на четыре разряда: М — близкие к морским судам прибрежного плавания; О — суда, плавающие в низовьях крупных рек и на водохранилищах; Т — речные суда и Л — речные суда облегченного типа.

(3) Часто говорят неправильно атомоход. Такое название было бы правильным, если бы суда классифицировались по роду топлива, вырабатывающего энергию для движения судна.

Вперед Оглавление Назад

Речные буксирные суда

Львиную долю речного судоходства выполняют буксиры, имеющие мощные энергетические установки, высоко расположенные рулевые рубки и оборудованные носовыми упорами и сцепными устройствами для толкания, а также буксирной лебедкой для буксировки барж.

Буксирные суда разделяются на:

  • плотоводы
  • буксиры для сухогрузных составов
  • буксиры для нефтеналивных составов
  • буксиры для толкания составов (буксиры-толкачи)

На буксирном тросе в основном буксируют плоты. Этот же способ буксировки применяют на извилистых реках, где толкание затруднено условиями фарватера. Большинство современных толкачей оборудовано и буксирным устройством в корме в виде гака, буксирными лебедками (на крупных толкачах) и буксирными арками, вследствие чего такие суда, помимо толкания, могут буксировать составы. Отсюда название толкачи-буксиры.

Большинство современных толкачей-буксиров и буксиров оборудовано направляющими поворотными насадками, которыми пользуются как рулями. Каждый буксир и толкач-буксир должен обладать достаточной управляемостью и маневренностью на переднем и заднем ходу, что достигается соответствующим отношением длины корпуса к ширине и обводами корпуса. Кроме того, такие речные суда должны обладать устойчивостью на курсе, то есть не иметь излишней рыскливости, особенно в процессе толкания составов, для этого стабилизаторы устанавливают в насадках и в кормовой части всех толкаемых несамоходных судов состава. Каждый буксир и толкач-буксир должны иметь относительно небольшие размеры корпуса, особенно длину корпуса — это одно из основных условий при их проектировании. Основная особенность каждого толкача-буксира — наличие так называемых носовых упоров, с помощью которых он толкает баржу. В районе упоров в носовой части корпуса толкача-буксира делают усиленные крепления: местные продольные переборки или рамные продольные связи в виде кильсонов и карлингсов, соединяющихся друг с другом контрфорсами на носовом транце и пиллерсами. Между упорами на палубе толкача-буксира ставят специальный фундамент-подкрепление под автосцепы, с помощью которых толкач-буксир соединяется с баржей. В связи с тем, что современные автосцепы на мощных толкачах имеют сравнительно большие вес и габаритные размеры, под них на транцевой переборке носа устанавливают рамные стойки (контрфорсы) и соединяют последние с усиленным подпалубным набором. Одна из особенностей толкачей-буксиров — высоко расположенная рулевая рубка, что обеспечивает хорошую видимость. Это особенно важно, когда на палубах барж состава перевозят лес или когда состав, идущий впереди толкача-буксира, сформирован из двух или трех барж с палубными грузами.

Буксир-толкач

Суда, используемые для вспомогательных целей, и обслуживающие транспортный флот называют вспомогательными судами. Они включают ледоколы, пожарные суда, шаланды и тому подобные.

К техническому флоту относятся речные суда, незанятые непосредственно перевозкой грузов и пассажиров, в его составе рассматриваются суда классов «Л» и «Р» Речного Регистра с осадкой не более 1,2 м. Исходя из этого следует следующее разделение речных судов технического флота:

  • вспомогательные суда
  • дноуглубительные земснаряды и обслуживающие их суда
  • обстановочные суда
  • специальные суда

Грузовые характеристики судна.

К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем:

  • удельная грузовместимость,
  • коэффициент конструктивной неравномерности трюмов,
  • количество и размер люков, коэффициент лючности,
  • количество палуб и их площадь, допустимые нагрузки на палубы,
  • количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств,
  • технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъ­емностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна. Однако для практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ∆ = ∆w -0,5Σ . Таким образом, ус­ловная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с дос­таточной точностью использовать удельную грузовместимость. Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузо­вместимости судна при загрузке его тем или иным грузом. Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна — удельная грузоподъемность танкера. Удельная грузоподъемность танкера — показывает, какое количество тонн (кг) приходится на 1 м3 вместимости. В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом: Рудовозы 0,8-1,0 м /т, балкеры 1,2-1,3 м3/т, контейнеровозы 1,2-4,0 м3/т, танкеры 1,3-1,4 м3/т, универсальные суда 1,5-1,7 м3/т, лесовозы 2,0-2,2 м3/т, ролкеры 2,5-4,0 м3/т. Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. Цель Конвенции:

  • результаты обмера выражать в м3;
  • свести до минимума преимущества шельтердечных и тому подобных судов.

В Конвенции введены следующие новые термины и их обозначения:

  • валовая вместимость (gross tonnage) — GT в м3 (вместо BRT в регистровых тоннах);
  • чистая вместимость (Netto gross tonnage) — NT в м3 (вместо NRT в регистровых тоннах).

Дноуглубительные земснаряды и обслуживающие их суда

Работы по созданию новых и поддержанию существующих судоходных трасс по их навигационному ограждению занимают наибольший объем среди нетранспортных работ и выполняются с помощью дноуглубительных земснарядов и обслуживающих их судов.

Дноуглубление включает в себя выправление руслового потока, скалоуборку и землечерпание. Увеличение глубин на внутренних водных путях за счет дноуглубления позволяет ежегодно значительно увеличивать объем перевозок без привлечения дополнительных, транспортных средств. Землесосные снаряды предназначены для разработки песчаных и гравийно-глинистых грунтов при дноуглублении и добыче песчано-гравийных смесей. Корпус земснаряда в носовой части имеет прорезь для размещения рамы всасывающей трубы. В соответствии с назначением всасывающее устройство земснаряда оснащено грузоподъемниками, рыхлителями грунтов и устройствами для перемещения на судоходной прорези во время дноуглубительных работ. Землесосные снаряды для внутренних водных путей строят производительностью 150-2500 куб.м/ч, для отвода пульпы имеются плавучие грунтопроводы длиной 120-650 м.

Земснаряды бывают:

  • землесосные дноуглубительные снаряды (несамоходные драгеры)
  • многочерпаковые дноуглубительные снаряды
  • одночерпаковые дноуглубительные штанговые снаряды
  • одночерпаковые грейферные
  • скалодробильные
  • плавучие русло-выправительные механизированные агрегаты

Весь вышеперечисленный состав речных судов не может полноценно функционировать без обслуживающих судов. К ним относятся:

  • моторизованные завозни
  • грунтоотводные шаланды
  • плавучие перегружатели
  • плавучие насосные станции
  • мусоросборщики
  • плавучие краны

Мотозавозня предназначена для завозки и перекладки якорей речных земснарядов и понтонов пульпопроводов, обслуживание судов технического флота, работающих на судоходных и несудоходных реках, эпизодическая буксировка плавучих средств, перевозка тарных грузов и снабжения.

Грунтоотводная шаланда предназначена для приема пульпы от земснаряда, транспортировки и выгрузки пульпы на месте отвала.

Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик, мусоросборщик) судно, предназначенное для приема с других судов под-сланевых, нефтесодержащих, сточных вод, сухого мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

Гидроперегружатели предназначены для гидромеханизированной разгрузки песка из бункерных барж на береговые склады.

Речной боевой флот: на охране внутренних водных путей

Шведский боевой катер Combat Boat 90Н проходит испытания на реке Амазонке. Эта модель очень успешно зарекомендовала себя в прибрежных морских и речных операциях Рынок речных судов, предназначенных для решения военных задач и задач обеспечения безопасности, весьма разнообразен, на нем имеется довольно широкий выбор всевозможных моделей. В то время как большинство делают акцент на небольших специальных силах и быстроходных патрульных катерах, Колумбия, имеющая наибольший опыт в этой сфере, также полагается на средние бронированные суда для поддержки своих малоразмерных катеров. Что касается речных операций, здесь некоторые флоты и судоверфи имеют богатый опыт, ведь многие конфликты зачастую происходили на территориях с крупными реками, имеющими стратегическое значение. В времена «холодной войны» вьетнамская война оказалась в эпицентре внимания, а река Меконг стала основными декорациями для таких операций. Опыт был получен и даже применен некоторыми странами, вследствие чего выросла потребность в быстроходных и/или хорошо защищенных судах. Для штурмовых, патрульных и специальных операций необходимы были быстроходные маневренные катера с защитой и умеренной огневой мощью; для поддержки же необходимы более крупные, хорошо защищенные суда. На данный момент их можно поделить в основном на четыре группы: жестко-корпусные надувные катера; легкие суда с жестким корпусом; средние речные корабли и суда на воздушной подушке.

Речные операции распространены в асимметричных конфликтах, главным образом в борьбе с партизанами. Ходя вблизи берега, где противник может легко спрятаться, медленно движущиеся суда очень уязвимы для засад, им необходима лучшая защита, бронирование, тяжелое вооружение и «эскорт-услуги» катеров меньшего размера.

Само собой разумеется, основной речной флот эксплуатируют страны с крупными реками плюс ВМС США (куда деваться). Впрочем, многие береговые суда, используемые для других задач, могли бы подойти для речных операций, имея плоские корпуса, высокую скорость, хорошую маневренность и другие полезные свойства. Большинство стран до сих пор эксплуатируют устаревшие суда (часть передана безвозмездно), включая реликвии вьетнамской войны, как в случае с Таиландом и Венесуэлой. Другие эксплуатируют антикварные суда, им 70 лет или старше, а некоторые полагаются на невоенные платформы с легким вооружением или вообще без него, зачастую подходящие только для материально-технического снабжения. Наконец, некоторые описанные ниже суда имеют двойное назначение, действуя в открытом море и закрытых водоемах.

Катер Guardian 25-й судоверфи Boston Whaler несет службу в колумбийской морской пехоте. Катера Guardian широко эксплуатируются во флотах и морской пехоты многих стран мира

США. Из многих единое

Более крупным вариантом этих платформ является патрульный катер Мк VI РВ следующего поколения, входящий в состав флота Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США, его поставки начались в 2014 году. Задача судна длиной 26 метров состоит в обеспечении боевых командиров возможностью патрулирования мелководных прибрежных зон. На катере установлены два дизельных двигателя и водометы, при полной нагрузке позволяющие развить скорость более 30 узлов.

Компания Brunswick Group — один из самых успешных поставщиков легких речных патрульных судов в последние годы — продала свои катера во многие страны. Начиная от Boston Whaler GUARDIAN (4,6-8,2 метра, с выбором двигателей, опор под вооружение, сидений) и более крупных катеров серии JUSTICE (несколько вариантов, 6,1-11,3 метра) до быстроходных катеров IMPACT RIB, D-COLLAR и SENTRY с алюминиевыми корпусами.

Верфь Swiftships строит специализированные речные суда, продав большое количество их в Африку и Латинскую Америку. В настоящее время ее главный речной платформой является алюминиевый катер ANACONDA SOCR (Special Operations Craft Riverine) с дизельными двигателями и двумя водометами, развивающий скорость свыше 50 узлов. Он может перевозить 6-14 человек в полном снаряжении, имеет носовую аппарель, на нем можно разместить до пяти пулеметных станков. Более крупный катер RAC (Riverine Assault Craft) длиной 11 метров стоит на вооружении Корпуса морской пехоты США, он имеет схожие конструктивные характеристики: может перевозить 15 полностью снаряженных солдат и имеет баллистическую защиту в соответствии с Уровнем 3а.

Metal Shark также спроектировала ряд платформ специально для речных операций: прочные патрульные катера 21 и 24 Riverine с малой осадкой способны выдержать суровые эксплуатационные условия. Модель 24 Riverine изготавливается для заказчиков из министерства обороны США и в настоящее время эксплуатируется в странах Латинской Америки, выполняя задачи охраны границ и борьбы с наркотрафиком. Модель 24 оснащена дизельным двигателем Yanmar 415 HP и водометом Hamilton 274 со встроенной системой охлаждения и гидравлическим устройством реверсирования тяги.

Сторожевой катер Shaldag MkII судоверфи Israel Shipyards эксплуатируется в береговой охране Аргентины с 2021 года

Судоверфь Willard Marine также предлагает различные речные патрульные суда длиной 6,7, 8,2 и 9,1 метра. Первые два имеют корпус из стекловолокна и подвесные двигатели, а третье изготовлено из алюминия и оснащено бортовым двигателем.

Верфь Silver Ships (Mobile, AL) также имеет в своем портфолио небольшие быстроходные патрульные суда, из которых для речных операций лучше всего подходит серия AMBAR: в зависимости от модели и конфигурации длина меняется от 6,1 до 20 метров и мощность двигателей от 300 до 1400 л.с.

С целью соответствия современному боевому пространству судоверфь Suncraft разработала линейку быстроходных сторожевых судов и катеров для перехвата, включая MANTA MKII ASD, PIRANHA ASD и RAPTOR. Многоцелевой катер RAPTOR SWOC (Shallow Water Operating Craft) длиной 13 метров соответствует требованиям, предъявляемым к мелкосидящим десантным судам. Базовая конфигурация включает два дизельных двигателя MAN мощностью по 550 л.с. каждый, что позволяет с половинной нагрузкой развить максимальную скорость до 35 узлов.

Компания SeaArk из Арканзаса также строит широкую линейку малых речных судов для гражданских и военных целей, которые эксплуатируется ВМС США и другими зарубежными флотами. Главное изделие военного образца носит обозначение DAUNTLESS 34, таких судов было поставлено в ВМС более 120 штук.

Верфь United States Marine, Inc. (USMI) поставила 12 речных катеров Riverine Assault Boats (RAB) длиной 10 метров ВМС США. Они изготовлены из алюминия, оснащены двумя дизелями Yanmar 6LY2A-STP мощностью по 440 л.с. и двумя водометами Hamilton HJ292, позволяющими развить скорость до 40 узлов. Катер вмещает шесть человек, тогда как модель Special Operations Craft Riverine (SOCR) на базе такого же корпуса может вместить до 8 пассажиров. Компания также предлагает 11-метровый катер Naval Special Warfare RIB с двумя дизельными двигателями Caterpillar или Cummins QSB 6.7 и водометами KaMeWa или Rolls Royce.

BARRACUDA компании Safehaven Marine во время испытаний. Катер может оснащаться различным вооружением на крыше рубки и задней палубе

Европейский фарватер

Испанская судоверфь Asis в своем портфолио имеет различные модели полужестких катеров для речных операций с алюминиевыми корпусами и надувными сиденьями длиной 8, 9,5, 12 и 12,5 метров, которые способны принять до двух 12,7-мм пулеметов, причем на самой крупной модели можно разместить до 15 сидений. В зависимости от модели подвесные или стационарные двигатели могут разогнать лодку до 70 узлов. Еще одна испанская компания Rodman производит серию легких патрульных судов для береговых и речных операций, включая модели 38, 55 и 111.

Ирландская судоверфь Safehaven Marine предлагает береговой и речной вариант быстроходного десантно-штурмового судна BARRACUDA, способного перевозить до 16 бойцов, которые размещаются на амортизирующих креслах. Водометные движители и небольшая осадка 75 сантиметров позволяют выполнять задачи на реках и внутренних водоемах, а также в прибрежных водах. Можно установить основное вооружение двух типов: либо открытую турель с 12,7-мм пулеметом/40-мм гранатометом, либо башенку с приводами с 7,62-мм пулеметом. Съемные опоры устанавливаются на кормовой палубе и позволяют установить дополнительные пулеметы калибров 7,62 мм или 12,7 мм. Аппарель для высадки десанта расположена в носовой части.

Французская верфь Raidco Marine изготавливает самые разные патрульные катера для речных операций, от жестко-надувных длиной 2,24-3,35 метров до жестко-корпусных судов длиной 3,6-11 метров.

Компания Damen в своем портфолио также имеет линейку жестко-корпусных надувных катеров длиной 7,5-12 метров с подвесными и стационарными двигателями, это модели с обозначением от RHIB 750 до 1200. Также она предлагает катера с жесткими корпусами длиной 10,9 и 14,5 метра для перехвата, изготавливаемые из алюмоборосиликатного бесщелочного стекла и армированного углеволокном эпоксипласта.

Жестко-корпусной надувной катер Fassmer SFB 10.1 длиной 10 метров вмещает до 15 человек, он имеет глубокий v-образный корпус для получения оптимальных ходовых качеств, гибкую схему размещения сидений и центральную рулевую консоль. Корпус изготовлен из высококачественных композитных материалов и оснащен многокамерным надувным баллоном со скользящим креплением для упрощенной замены отдельных секций.

Итальянская компания RB Design изготавливает различные жестко-корпусные надувные лодки, а также катера с жестким корпусом для береговых и речных операций длиной от 3 до 24 метров, многие из которых уже поставлены ряду флотов.

Катер FIB 25 компании Lurssen, разработанный для береговых операций, может также использоваться для речных задач; имеет осадку 1,2 метра и длину 27 метров, а благодаря двум дизелям и двум водометам катер может развить скорость до 40 узлов.

Судоверфь Halmatic, в настоящее время входящая в компанию BAE Systems, изготавливает линейку быстроходных надувных катеров для речных и специальных операций плюс жестко-корпусной катер для штурмовых групп. Последний имеет два варианта длиной 5,2 и 6,5 метра, оба они эксплуатируются в британских ВМС; тогда как в линейку также входят модели Pacific 24 и 950, последняя разработана для специальных сил. Компания BAE Systems также строит катера Combat Support Boat для британской армии, разработанные для мелководья.

На фото сторожевой катер PAF-P верфи Cotecmar колумбийского флота с садящимся на него вертолетом Bell 212. На базе этого проекта совместно с бразильской Emgerpron и перуанской SIMA компания разрабатывает новое судно

Латиноамериканский путь

Перуанская SIMA уже построила два речных судна длиной 43,5 метра для перуанского флота, экипаж этих судов составляет 29 человек и пассажировместимость 20 человек.

Еще одна колумбийская судоверфь Eduardoho также строит легкие речные патрульные катера (модели 195, 260, 320, 380 и 480), все эксплуатирующиеся составе колумбийского флота и флотов нескольких стран Центральной Америки, включая Коста-Рику и Панаму. Модель 195 длиной 6 метров оснащена двумя подвесными двигателями и стойками для одного 12,7-мм и двух 7,62-мм пулеметов; модели 260 и 320 также с двумя подвесными двигателями длиной 8 и 10 метров соответственно могут принять на борт два 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета. Модель 380 длиной 11,5 метров оснащена тремя двигателями. Самая крупная модель 480 длиной 13,6 метра имеет закрытую рубку и оснащена тремя подвесными двигателями.

Аргентинская судоверфь TECNAO изготавливает жестко-корпусные патрульные катера TORO и YAGUARETE, соответственно со стационарными и подвесными двигателями и водометами, позволяющими разогнаться до 32 узлов; эти катера поставлены аргентинской береговой охране.

Патрульный катер TORO постройки аргентинской верфи TECNAO участвует в речных операциях береговой охраны этой страны

Азия большая и маленькая

Что касается судов на воздушной подушке, используемых в речных операциях, то суда британской компании GRIFFONHOVERWORK пользуются особой популярностью, их купили флоты Индии, Колумбии и Перу. Последние два в борьбе с партизанами эксплуатируют модель 2000TD. Судно может быть вооружено несколькими пулеметами и вмещает до 18 солдат. Британская морская пехота недавно приняла на снабжение более современные и мощные суда серии 2400TD, которые в основном эксплуатируются в береговых зонах.

Обстановочные суда

Обстановочные суда помогают следить за состоянием судового хода на внутренних водных путях и их навигационного ограждения, изучать русловые и гидрологические режимы с целью выявления источников и причин заносов, для разработки предложений по улучшению судоходных условий, обеспечения оперативной информацией всех видов путевых работ. Экологическое судно предназначено для экологического мониторинга прибрежной зоны и внутренних водоемов.

В состав судов обстановочного флота включают:

  • многофункциональные обстановочные суда
  • промерные суда
  • тральные суда
  • буевницы
  • экологические суда
  • катера-бонопостановщики

Специальные суда

Сравнительно небольшой объем нетранспортных работ выполняется на судах специального назначения. Специальные суда, как правило, называют стоечными судами. Это суда, которые постоянно эксплуатируются у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег. К ним относятся:

  • дебаркадеры, плавпричалы
  • брандвахты
  • причальные понтоны
  • плавучие гостиницы
  • несамоходные понтоны
  • бункеровочные станции

Брандвахты предназначены для проживания команд земснарядов, изыскательских партий и выправительных бригад.

Несамоходные понтоны предназначены для транспортировки техники массой до 60 тонн, установки экскаватора для производства работ по разработке подводных траншей или очистки водоемов, установки грейферного крана грузоподъемностью до 25 тонн. Также может использоваться для установки водолазного комплекса и бурового станка.

Плавучая бункеровочная станция предназначена для заправки топливом или питьевой водой малых судов и яхт длиной до 40 м.

Речной транспорт является составным звеном единой транспортной системы любой страны. Речной транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ при перевозке массовых грузов; в отдельных районах ему принадлежит решающая роль в развитии экономики. Рост объема перевозок обеспечиваться исключительно за счет пополнения речного флота новыми экономичными судами и всемерного улучшения использования действующих транспортных средств.

Классификация морских судов

Автономность плавания — длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей (экипажа и пассажиров).

Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна, занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до первой от него кормовой водонепроницаемой переборки. Используется как балластная цистерна для устранения дифферента судна и хранения запаса воды.

Аппарель — (рампа) составная платформа, предназначенная для въезда машин различных типов самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.

Ахтерштевень — нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля. Передняя ветвь ахтерштевня, в которой находится отверстие для дейдвудной (дейдвуд) трубы, называется старнпостом, задняя, служащая для навески руля — рудерпостом. На современных одновинтовых судах получил распространение ахтерштевень без рудерпоста.

Бак — надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.) Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.

Балласт — груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный балласт. В качестве переменного балласта обычно используют воду (жидкий балласт), а постоянного — чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью, реже цепи, камень и т. п.

Баллер — руля неподвижно соединенный с пером руля (насадкой) вал, служащий для поворота пера руля (насадки).

Бимс — балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете — на карлингсы и продольные переборки, в районе люков — на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами).

Борт — боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, а по высоте от днища до верхней палубы. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна, образующих поясья, а набор — из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.

Бракета — прямоугольной или более сложной формы пластина, служащая для подкрепления балок судового набора или соединения их между собой. Бракету изготовляют из материала корпуса.

Брештук — горизонтальная треугольная или трапециевидная бракета, соединяющая боковые стенки форштевня (ахтерштевня) и придающая ему необходимую прочность и жесткость.

Брашпиль — палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке.

Буй — плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах.

Бридель — якорная цепь, прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым — к рейдовой швартовной бочке.

Бульб — утолщение подводной части носа судна, обычно круглое или каплеобразное, которое служит для улучшения ходкости.

Валопровод — предназначен для передачи крутящего момента (мощности) от главного двигателя к движителю. Основными элементами валопровода являются: гребной вал, промежуточные валы, главный упорный подшипник, опорные подшипники, дейдвудное устройство.

Ватервейс — специальный канал по кромке палубы, служащий для стока воды.

Ватерлиния — линия, нанесённая на борту судна, которая показывает его осадку с полным грузом в месте соприкосновения поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Вертлюг — приспособление для соединения двух частей якорной цепи, позволяющее одной из них вращаться вокруг своей оси. Применяется для предупреждения закручивания якорной цепи при разворачивании судна, стоящего на якоре, при изменении направления ветра.

Водоизмещение порожнем — водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, провизии, расходных материалов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.

Гак — стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и другими приспособлениями.

Гельмпорт — вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.

Грузовместимость — суммарный объём всех грузовых помещений. Измеряется грузовместимость в м3.

Валовая вместимость, измеряемая в регистровых тоннах (1 рег. т = 2,83 м3), представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.).. Чистую вместимость получают в результате вычета из валовой вместимости объемов помещений, непригодных для перевозки коммерческого груза, пассажиров и запасов, в том числе жилых, общественных и санитарных помещений экипажа, помещений, занятых палубными механизмами и навигационными приборами, машинного отделения и т.п. Иными словами, в чистую вместимость входят только помещения, которые приносят судовладельцу непосредственный доход.

Грузоподъемность — вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохране- ния проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.

Грузоподъемность — чистая полная масса перевозимого судном полезного груза, т.е. масса груза в трюмах и масса пассажиров с багажом и предназначенных для них пресной водой и провизией, масса выловленной рыбы и т. п., при загрузке судна по расчетную осадку.

Дальность плавания — наибольшее расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и смазочного масла.

Дедвейт — разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Дейдвудная труба — служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса.

Дифферент — наклон судна в продольной плоскости. Дифферент характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Дифферент считается положительным, когда осадка носом больше осадки кормой, и отрицательным, когда осадка кормой больше осадки носом.

Кабельтов — десятая часть мили. Следовательно, значение кабельтова составляет 185,2 метра.

Карлингс — продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.

Качка — колебательные движения около положения равновесия, совершаемые свободно плавающим на поверхности воды судном. Различают бортовую, килевую и вертикальную качки. Период качки — продолжительность одного полного колебания.

Кингстон — забортный клапан на подводной части наружной обшивки судна. Через кингстон, присоединяемые к приёмным или отливным патрубкам судовых систем (балластной, противопожарной и пр.), заполняют отсеки судна забортной водой и отливают воду за борт.

Киль — основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости (ДП) судна, идущая от форштевня до ахтерштевня.

Клюз — отверстие в корпусе судна, окаймлённое чугунной или стальной литой рамой для пропуска якорной цепи или швартовых тросов.

Кнехт — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового или буксирного троса.

Комингс — вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог). Предохраняет помещения под люком и за дверью от попадания воды в незакрытом положении.

Кница — треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флорами, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т.п.)

Коффердам — узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Например, на танкерах грузовые цистерны отделены коффердамом от носовых помещений и машинного отделения Леер ограждение открытой палубы в виде нескольких натянутых тросов или металлических прутков.

Льяло — углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.

Морская миля — единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. Длина морской мили принята равной 1852 метров.

Пайол — деревянный настил на палубе трюма.

Планширь — планка из стали или дерева, прикрепляемая к верхней кромке фальшборта.

Подволок — зашивка потолка жилых и многих служебных помещений судна, т.е. нижние стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, или негорючего пластика.

Пиллерс — одиночная вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. Концы пиллерса соединяются с балками набора при помощи книц.

Рангоут — совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (мачты, стрелы и т.п.), а на парусных судах — для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)

Рулевое устройство — судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие передается на румпель, что вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля.

Рыбинсы — продольные деревянные рейки, толщиной 40-50 мм и шириной 100-120 мм, устанавливают в специальные скобы, приваренные к шпангоутам. Предназначены для предохранения груза от подмочки и повреждения упаковки бортовым набором. Скула место перехода от днища к борту судна.

Стрингер — продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

Талреп — приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов.

Твиндек — пространство внутри корпуса судна между 2-мя палубами или между палубой и платформой.

Фальшборт — ограждение открытой палубы в виде сплошной стенки высотой не менее 1 м.

Филёнка — дверей лист фанеры или пластика, закрывающий отверстие в судовой двери, предназначенное для аварийного выхода из помещения.

Флор — стальной лист, нижняя кромка которого приварена к днищевой обшивке, а к верхней кромке приварена стальная полоса. Флоры идут от борта до борта, где они соединяются со шпангоутами скуловыми кницами.

Форпик — крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, обычно служит балластной цистерной. Форштевень брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем. Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе.

Швартов — трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удерживания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные и синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.

Шпация — расстояние между соседними балками набора корпуса судна. Поперечная шпация — расстояние между основными шпангоутами, продольная — между продольными балками.

Шпигат — отверстие в палубе для удаления воды.

Ссылка на основную публикацию
Похожее