Катер Амур – малогабаритное судно с металлическим корпусом и стационарным бензиновым двигателем «Москвич-412». Был разработан советскими конструкторами, в производство запущен в 1968 году на авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина в городе Комсомольск-на-Амуре. Начальная партия в 400 штук поступила в продажу в 1970 году. Мотор мощностью 60 л.с. развивал скорость до 40 км/час.
Первые модели – Амур, Амур-М и Амур-Д были заявлены, как легкие, маневренные катера, предназначенные для прогулок или рыбалки в пресных водоемах. Правила безопасности разрешали эксплуатацию при волнении до 4 баллов и высоте волн до 0,8 м. Последующие модели Амур-2 и Амур-3 были усовершенствованы и получили категорию «река-море».
Линейка катеров Амур
Каждая модель претерпевала изменения и по конструкции, и по техническим параметрам. Но все катера имеют ряд общих характеристик:
- корпус выполнен из металла;
- двигатель стационарный, расположен в кормовой части судна, в закрытом отсеке;
- крепеж корпуса комбинированный – заклепки с применением электродуговой точечной сварки;
- предусмотрено хождение на веслах, по бортам имеются специальные крепежи для их фиксации;
- удобный штурвал, защищенный ветровым стеклом, рядом с которым расположен щиток с приборами, позволяющими контролировать работу двигателя и других механизмов;
- вместимость пассажиров 5 человек;
- все модели снабжены габаритными огнями, поддонами для масла, емкостями для топлива и рундуками для хранения необходимых вещей или инструментов.
Корпус катера переборками разделен на три отсека – форпик (крайнее носовое отделение на судне), кокпит и моторное отделение. В форпике находится багажник, для доступа к нему сделан двустворчатый люк, который герметично закрывается. Кокпит (центральное открытое пространство) оборудован 2 сиденьями и небольшим диваном. В моторном отсеке установлен двигатель и аккумуляторная батарея.
Государственная цена первого катера Амур – 4 тыс. советских рублей (модели Амур М и Амур Д, стоили 4,5 тыс. рублей), в те годы столько стоил автомобиль. На современном рынке цены договорные – от 50 тыс. до 250 тыс. рублей, зависит от года выпуска катера и его технического состояния.
Русский сухогруз «река-море» типа «Амур» — MYSTERY K — вмерз в лед в Азовском море (ФОТО)
Утром 5 февраля 2012 вертолет Главного управления МСЧ Украины в Крыму, направлявшийся на помощь экипажу загоревшегося в Азовском море сухогруза «Капитан Иван Викулов», сделал по пути фотоснимок застрявшего во льдах судна.
Фото с борта спасательного вертолета МИ-8 ГУ МЧС Украины в Крыму
По этой фотографии редакции BSNews удалось идентифицировать судно — это российский сухогруз MYSTERY K под флагом St Vincent Grenadines.
MYSTERY K: Тип судна: Cargo. Год постройки: 1992. Длина и ширина: 116 m X 13 m. Осадка: 3.2 m. Дедвейт судна: 3332 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 9.2 / 8.4 knots. Флаг: St Vincent Grenadines [VC]. Позывной: J8B3146. IMO: 8869555, MMSI: 375026000.
Последний известный порт: KERCH Направление: YEISK/RUSSIA
Тип судна: Теплоходы типа АМУР (пр. 92-040)
Словацкое обозначение MNL AMUR, motorova nakladna lod AMUR, (сухогрузный теплоход АМУР) — большие сухогрузные суда класса «река-море», имеющие три трюма с люковыми закрытиями, с двойными бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части.
Суда предназначены, в основном, для генеральных, тарно-штучных грузов, леса в бревнах. Они строились как продолжение серии судов типа «Волго-Балт» (пр. 2-95) и иногда также причисляются к этому типу из-за первоначального названия головных судов.
Mystery K в проливе Босфор, 2 июля 2010, автор фото Wil Weijsters, с сайта shipspotting.com
Серийное строительство. Всего за период 1984 — 1992 гг. теплоходов типа «Амур» построено 45 единиц. По крайней мере, первые десять судов при постройке получили серийные названия «Волго-Балт» с очередными номерами, но затем им были присвоены новые серийные названия «Амур» с номерами начиная с 2501.
Распространение. Теплоходы типа «Амур» поставлялись основным пароходствам европейской части России и Украины, занимающимся смешанными перевозками «река-море»: Беломорско-Онежскому, Северо-Западному, Волго-Донскому, Западному, Северному, Кубанскому, Укрречфлоту. Несколько судов поздней постройки поставлены в Туркменистан.
В основном, суда используются в загранперевозках по Балтике (Польша, Германия, Нидерланды, Великобритания), по Азовскому, Черному и Каспийскому морям (Украина, Иран, Турция, Болгария) с возможностью прохода по Волге, Дону, Волго-Донскому каналу, каналу Москва — Волга, Беломорско-Балтийскому каналу, Волго-Балтийскому водному пути.
Все суда типа «Амур» в настоящее время находятся в эксплуатации.
История имен
Имя судна | Флаг, владелец | Last Reported |
MYSTERY K | St Vincent Grenadines, Transoptimal (Rostov, Russia) | |
SAPSAN | Украина, Український комерційний флот | 2004-08-02 |
KAPITAN TISHIN | Украина, Ильичевский МТП, Одесса | 2002-08-07 |
AMUR 2541 | Украина, Укрречфлот, Херсон | 1992-12-31 |
Административная информация. Порт приписки: Kingstown. Строитель: Slovenske Lodenice Komarno, Slovakia. Судовладелец: Westberg (St.petersburg, Russia). Менеджер: Transoptimal (Rostov, Russia). По данным riverfleet.ru судовладелец – LARCHER SERVICES SA
Последние маршруты:
2011 | November | 14 | Yeisk |
2011 | October | 10 | Izmir |
2011 | June | 28 | Yeisk |
2011 | June | 01 | Rostov |
Mystery К в Азовском море. 2008. Фото: Владимир Никонов, с сайта riverfleet.ru
О всех происшествиях в зимнем Черном и Азовском морях с 27 января по 4 февраля 2012 читайте в 1-й части нашего обзора
О развитии ситуации в зимнем Черном и Азовском морях с 5 -6 февраля 2012 года читайте во 2-й части нашего обзора (обновляется постоянно)
BSNews
Технические характеристики моделей
В базовой комплектации катера Амур неизменным оставался двигатель марки «Москвич 412». Это мощный карбюраторный четырехцилиндровый четырехтактный агрегат, который работает на бензине. Остальные составляющие корпуса и технические элементы претерпевали существенные или незначительные доработки.
Катер Амур и Амур М
Изначально корпус катера Амур был выполнен из дюралюминия. Длина судна 5,5 м, наибольшая ширина 1,81 м, высота бортов 0,82 м. Первая модель имела косой днищевый дейдвуд (оконечность судна в кормовой подводной части), через который проходил прямой гребной вал от редуктора. Катер развивал скорость около 40 км/ч, разрешенная удаленность от берега – не более 3 км.
Между перегородкой кормового отсека и спинкой дивана расположена ниша, где хранится складной тент, выполненный из плотной, водонепроницаемой ткани. Он натягивается на металлический каркас из труб, для установки которого на палубе имеются специальные разъемы. Жесткость корпуса обеспечивали 10 шпангоутов (поперечные ребра). Осадка конструкции по габаритам была 0,5 м, грузоподъемность судна до 500 кг.
Технические характеристики катера Амур М в основе остались такими же, как и у катера Амур.
Изменения были проведены по следующим пунктам:
- изменились обводы корпуса;
- угловой редуктор стал реверсивным;
- были установлены резиновые амортизаторы под крепежи реверс-редуктора, что приглушило шум от работы мотора;
- появилась система для откачки воды из трюма.
Существенным минусом первых моделей марки Амур считалась глубокая осадка катера и расположение гребного вала и гребных винтов снаружи конструкции.
Катер Амур Д
Главной модификацией в катере Амур Д стала установка поворотно-откидной колонки (ПОК), изготовленной из дюралюминия. Благодаря наличию колонки кокпит стал длиннее, гребной винт – более защищен, а также уменьшилась вибрация судна. Конструкторы увеличили высоту борта на 11 см и изменили наклон транца (устройство, на котором крепится мотор).
Моторный отсек стал короче, а по бокам появились специальные жалюзи для вентиляции в мотоблоке. Для удобства обслуживания и ремонта была сделана съемная стенка шпангоута. На Амуре Д разрешался выход на воду на расстояние до 5 км от берега, при высоте волны 1–1,2 м. Габариты катера Амур существенно не менялись – длина корпуса стала 5,6 м, ширина 1,87 м.
Катер Амур 2
Первый морской катер серии Амур. Корпус выполнен из сплава магния и алюминия, поэтому стал невосприимчив к соленой воде и устойчив к коррозии. Внешний дизайн также изменился – на кокпите установлена каюта из дюралюминия высотой 1,15 м, с небольшим люком на крыше для дополнительного выхода на палубу. Катер стал тяжелее на 80 кг, но скорость движения осталась прежней. Диван и 2 кресла могут трансформироваться в спальные места.
Для удобства пользования появились дополнительные элементы:
- раскладной столик;
- фара и стойка с навигационными огнями;
- вешалка для одежды;
- дополнительные рундуки;
- звуковой сигнал.
Панель с приборами имеет подсветку и защищена от ветра и осадков глухим стеклом. Кроме каюты предусмотрен съемный тент, который легко откидывается назад. Для повышения мореходных качеств конструкторы заострили форму носовой части катера и выше подняли скулу у форштевня. Эти изменения снизили силу удара волны при движении катера и облегчили ход судна при глиссировании. Вода из корпуса может уходить механически, когда работает мотор.
Модель Амур 3
Катер Амур 3 – это последняя модель, выпущенная в данной серии. Судно имеет все технические характеристики катера Амур 2. От предыдущей модели его отличает отсутствие каюты, что существенно снизило стоимость катера. Вместо крытой рубки на кокпите расположены 2 кресла и диван, а от непогоды защитит складной тент.
Преимущества и недостатки катеров Амур
Главное достоинство катеров серии Амур – долговечность в эксплуатации. Высокое качество металлических сплавов делает корпус прочным и надежным. Встроенные прокладки по бортам обеспечивают безопасность пассажиров. При правильном уходе судно может длительное время обходиться без ремонта.
Просторный кокпит позволяет удобно разместиться 5 пассажирам. Плотный тент из качественной ткани может служить десятилетиями. Катера Амур экономичны – стоимость отечественных судов ниже, чем зарубежных марок, их не надо растаможивать.
Основной недостаток катера – вибрация, которая передается на корпус даже при несильной волне. Со временем разбалтываются заклепки, их надо своевременно подтягивать (в моделях Амур 2 и Амур 3 вибрация снижена). Минусом считают также отсутствие у судна реверсивного (заднего) хода, а наличие сцепления усложняет владельцу управление катером.
В конце 90-х годов выпуск катеров серии Амур был прекращен. Вместо них начали производство катеров Амур-Восток, Восток-2 и других моделей. Но на вторичном рынке катера Амур представлены в полном ассортименте, и находят признание и у рыбаков-профессионалов, и у простых любителей водных прогулок.
США заставили расти цены по всему миру
Россия с 2021 года ответила на 12 запросов правоохранительных органов США по кибератакам, в то время как 80 российских запросов остались без ответа Вашингтона, заявил посол России в США Анатолий Антонов.
«Без реакции американской стороны остаются и запросы российских компетентных органов относительно кибератак. В 2021 году таких было 45, а в первом полугодии 2021 года – 35. Со своей стороны мы удовлетворили 10 обращений из США в прошлом году и два в текущем. Все это говорит о том, что нашим странам есть над чем работать», – сказал Антонов, передает РИА «Новости».
В то же время дипломат отметил, что эксперты профильных ведомств России и США уже начали активно контактировать по кибербезопасности, Москва надеется на всесторонний подход к проблеме. «Что касается непосредственно реализации достигнутой в Женеве договоренности, то при координации Советов Безопасности двух стран эксперты из профильных министерств и ведомств уже начали активно контактировать. В процесс вовлечены и представители специализированных структур по реагированию на вызовы в цифровой среде, в том числе российского Национального координационного центра по компьютерным инцидентам. И это очень важно», – сказал Антонов.
«Американские коллеги, правда, выступают с избирательных позиций, предпочитая фокусировать консультации на вопросах кибервымогательства. Рассчитываем, что диалог все же приобретет всесторонний характер, поскольку проблематика информбезопасности намного шире», – добавил посол.
«В любом случае надеемся, что регулярное предметное общение поможет снять накопившиеся в этой сфере озабоченности. Россия всегда открыта для честного и взаимовыгодного сотрудничества, без политизации и скрытых повесток. Мы ответственно подходим к вопросам обеспечения кибербезопасности. Свидетельство тому то, что Россия стала первым государством, разработавшим и внесшим 27 июля в ООН проект Конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», – добавил Антонов.
В целом, по его словам, сотрудничество в этой сфере является одним из наиболее перспективных направлений российско-американских отношений.
Ранее заместитель помощника генпрокурора США Ричард Даунинг заявил, что Россия лидирует в списке стран, с территории которых проводятся кибератаки на США, но Вашингтон не считает причастным российское руководство.
Напомним, президенты России Владимир Путин и США Джо Байден обсуждали продолжающиеся атаки с использованием программ-вымогателей со стороны преступников, якобы базирующихся в России, которые затронули Соединенные Штаты и другие страны.