С начала времен человечество имеет дело с кожей. Для того что бы защитить свое тело от холода и повреждений, древние предки людей применяли шкуру (кожу) мамонтов. Чуть позже воины использовали кожаные доспехи, которые очень хорошо защищали их от ударов оружия и берегли своего владельца. В настоящее время изделия из кожи так же широко используются в повседневной жизни. Они способны подчеркнуть индивидуальность человека и показать его статус в обществе. Одежда, обувь, сумки, портмоне, портфели из кожи, мебель в доме и салон автомобиля обтянутые кожей, ремни и множество других аксессуаров изготовленных из кожи – все это способно обратить на себя внимание и показать изысканный вкус владельца.
Работать с кожей – истинное удовольствие, ведь этот натуральный материал мягок, податлив, приятен на ощупь, прочен и в то же время эластичен.
Для многих людей изготавливать аксессуары из натуральной кожи является хобби, благодаря которому можно выразить свой творческий потенциал и которое, ко всему прочему, еще и приносит дополнительный доход.
При работе с кожей для начинающих скорняков возникает множество вопросов, связанных с тонкостями работы и технологиями изготовления кожаных изделий: какие типы кожи бывают, какие инструменты применяются, какие бывают технологии, сложно ли новичку начать работать. Обо всем об этом пойдет речь в этой статье.
Типы кожи
Существует много типов кожи, они различаются видом животных, от которых она получена (свиная, телячья, оленья, крокодиловая), возрасту животного и по способу обработки кожи (дубление). В зависимости от того, какое изделие планируется изготовить, выбирается и тип кожи: для ремней, кофров, рюкзаков подойдет так называемая «бычина». Такая кожа как нельзя лучше подходит для тиснения (как ручного, так и механического), изделия из этого типа кожи имеют долгий срок службы. Широкое распространение имеет кожа с названием «шевро». Она применяется для изготовления брелоков, кредитниц, модельной обуви, одежды и обивки элитной мебели. Своей популярностью она обязана своим неповторимым рисунком на поверхности. Но какой бы тип кожи вы не выбрали бы для своего изделия, вам понадобятся инструменты для работы с кожей.
Вторая жизнь кожи
Кожа — благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант — он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?
Браслет — ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный — проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.
Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.
Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу — от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую — от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.
Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.
Подобрать средство для ремонта кожи
Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде — все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.
Инструменты, применяемые для работы
Для того что бы приступить к работе, необходимо подобрать необходимый инструмент и приспособления:
- Инструменты для разметки шва. В качестве них выступают рейсфедер и роликовый маркер. При помощи рейсфедера легко можно наметить место, где пройдет шов. Роликовый маркер применяется для разметки мест отверстий шва. У этого инструмента может быть разный шаг зубьев – это обуславливает длину стежка.
- Канавкорез. Необходим для прорези канавки под шов. Канавка позволяет сделать так, что бы нитка не выпирала над поверхностью изделия, и была в одной плоскости с поверхностью. Это предотвращает перетирание нитей. Бывает два типа канавкорезов: регулируемые и не регулируемые. Лучше всего отдать предпочтение именно регулируемым инструментам, потому что они позволяют делать углубления для швов на различном расстоянии от края изделия.
- Пробойники. Применяются для того, что бы сделать отверстия в кожаном изделии, будь то фигурное отверстие для красоты либо для тесьмы. Пробойники бывают: круглые (различного диаметра), фигурные — такие пробойники имеют не стандартную форму (звездочки, полумесяцы, цветы), овальные, вилочные (они же шаговые), применяемые для проделывания отверстий при прошивке изделия тесьмой либо нитками.
- Плита для работы с инструментом. Необходима для смягчения ударов пробойника или штампа. При работе пробойники могут затупиться и выйти из строя, для увеличения срока службы пробойников применяются специальные плиты либо самовосстанавливающиеся коврики. Они способны защитить инструмент от чрезмерной нагрузки и продлить его срок службы.
- Рубанок для истончения бахтармяной стороны кожи. Применяется для того что бы уменьшить толщину кожи в районе будущего шва. Очень часто из-за слишком толстого края кожи при сшивании получается некрасивый шов. Для того, что бы не изуродовать изделие применяется технология работы с кожей, которая называется шерфование. Цель шерфования – уменьшение толщины кожи в месте ее сшивания. Так же для шерфовния можно применять ножи, но шерфовку удобнее делать именно рубанком.
- Фаскорез. Применяется для финальной обработки края кожаного изделия. Это придает изделию законченный вид. Снимать фаску нужно как с изнаночной, так и с лицевой стороны.
- Также инструментом для работы с кожей являются ножницы (портновские и маникюрные), они применяются для кроения кожи или же для фигурной резки кожи. Портновские – для крупных деталей, маникюрные – для более мелких. Портновские ножницы лучше всего брать самозатачивающиеся и экономить на этом инструменте не следует — некачественные ножницы имеют свойство быстро тупиться, а тупые ножницы вместо того что бы резать — жуют кожу.
- Ножи: сапожный, макетный, канцелярский. Первые два ножа можно применять для шерфовки, а канцелярский – для нарезания тесьмы.
- Для работы с кожей в домашних условиях могут понадобиться плоскогубцы, круглогубцы и кусачки.
- Щипцы для установки люверсов применяются для установки фурнитуры, которая укрепляет края круглых отверстий.
- Швейная машинка, ее можно использовать для установки змеек, молний в куртках.
- Для того что бы зафиксировать изделие в определенном положении можно применять тиски либо же струбцины. При склеивании больших кусков кожи хорошо себя зарекомендовали струбцины.
- Для разметки понадобятся: металлическая линейка, металлический угольник (для нанесения разметки и для кроя), ручки, маркер, карандаш, обмылок либо мелок – для нанесения разметки. В зависимости от вида кожи используется тот или иной инструмент для нанесения разметки кроя.
- В набор для работы с кожей также входят различные расходные материалы. Начинающий скорняк должен будет приобрести: специальные нитки для кожи, фурнитуру (люверсы, хольнитены), иглы для кожи, клей для проклеивания швов.
- Так же для работы могут понадобиться размягчители и антик-гели. Размягчитель применяется при теснении для того что бы не было изломов кожи в тех местах, где штампом наносили теснение. А антик гель придает тиснению 3D-эффект.
LiveInternetLiveInternet
Кожа очень интересный материал. Благодаря своему органическому происхождению, она обладает свойствами, которые здорово отличают её от традиционной для изготовления одежды ткани. И. несмотря на то, что кроят и сшивают детали из кожи с использованием игл и швейных машин, нельзя подходить к этому материалу так же как к тканным полотнам! Итак, чего с кожей делать нельзя: 1. Нельзя утюжить тонкую одёжную кожу особенно с паром! (допускается лишь утюжка слабо нагретым утюгом ) волокна коллагена, из которых она состоит, являются органическими и при воздействии высоких температур сворачиваются! В результате чего кожа становится грубой, ломкой и деформируется. Но это же свойство кожи, сворачиваться от высоких температур, широко используется в декоративной работе с кожей. Так нагревая над пламенем лепесток будущего цветка он загибается внутрь и лепесток приобретает красивую выпуклую форму. Кроме этого заготовки для будущих брошей жарят на сковородке и даже варят в кипятке. Такая техника называется «бойлинг» 2. Кожу нельзя смётывать! Нет, конечно ежели очень хочется, то кто ж вам запретит. Но следы, которые оставляет при смётке игла на коже, останутся на ней навечно. Собственно и при шитье на швейной машинке нужно чувствовать себя почти что сапёром,который ошибается лишь однажды. Исправить кривую строчку простым распарыванием не удастся, строчка будет иметь неопрятный вид. 3. Считается что кожу нельзя стирать. При этом вымываются жиры и кожа грубеет. Но это зависит как от самой кожи, так и от моющего раствора. Некоторые виды кожи вполне лояльно относится к мягкой стирке в тёплой воде с использованием хозяйственного мыла. Потом, правда кожу надо будет смазать раствором глицерина. Вот, собственно, все ограничения.
Всё остальное с кожей делать можно. Это такой благодатный материал! Благодаря пористой структуре в одежде из кожи не жарко даже летом! А пластичность и декоративность этого материала оставляет огромный простор для фантазии. И вот собственно возникает главный вопрос: «А где взять кожу?»
На самом деле это не проблема, в продаже есть как целые шкурки,итак и выбракованные остатки. Главное, найти места, где это продают.)
Помимо этого, кожа очень ноский материал и прекрасно поддаётся реставрации Поэтому можно смело использовать старые куртки, плащи, голенища сапог, перчатки. Не буду здесь писать о реставрации кожи. В интернете материал на эту тему есть. Остановимся на видах кожи.
Кожа бывает растительного и хромового дубления. Но чаще встречается именно хромовое. Помимо способов дубления выделяют одёжную, галантерейную, подкладочную, мебельную и обувную кожу. Также по названию скота различают бычину, овчину, козлину, свиную, телячью кожу, ну, и прочих экзотичных животных.
По способу обработки — замша, спилок, нубук, перфорированная, тиснёная и др.. Также по способу обработки выделяют кожу с покрытием(крашенную нитро краской, созданному прессом рельефу) и без покрытия — крашенную, но не обработанную дополнительно кожу.
У кожи две стороны: лицо, собственно сама обработанная кожаная часть, и бахтарма — изнаночная ворсистая часть.
Спилок — вид кожи который образуется, когда пласт кожи распиливают, разделяют на две части. Верхняя кожаная часть идёт на тонкую одёжную кожу, а то что спилили представляет собой бахтарму с двух сторон. Похож на замшу. Он менее прочен чем обычная кожа и гигроскопичен (пропускает влагу). Это самый дешёвый вид кожи. Используется в галантерейной промышленности для изготовления сумок и как подкладка в обувных изделиях.
Замша это кожа с обработанной дополнительно бахтарменной частью, благодаря чему имеет красивую ворсистую фактуру. В отличии от спилка изнаночная часть у замши кожаная.
Нубук — это так обработанная лицевая (кожаная), что она становится немного похожа на замшу, поверхность становится как бы шершавой. Нубук хоть и красив, но очень капризен в обработке. Малейшая капелька клея или растворителя оставляет на его поверхности необратимый след.
Ещё есть такой вид кожи как чапрак это самая прочная и толстая кожа. Идёт на изготовление солдатских ремней, сёдел, сбруи. На такой коже из-за её толщины хорошо использовать такой вид декоративной обработки как теснение.
Это далеко не все виды кожи, но это те с которыми мне приходилось сталкиваться При продаже кожа измеряется в квадратных дециметрах. То есть стоимость пишется за квадратик размером 10 на 10 см. А вот собственно мой «боевой арсенал» Те инструменты которые я использую в своей работе.
1 Инструменты рисовально-чертительные.) Дело в том,что нанесение разметки на кожу часто становится настоящей проблемой. Обмылок и мелок спасает не всегда,так как на лаковой коже они бессильны. Маркеры и ручки годятся только с изнанки, так как оставляют нестираемые следы . И если мне нужно сделать разметку по лицу на глянцевой коже, мне на выручку приходит обыкновенное шило,а для прямых линий-копровальное колёсико.
Для светлой кожи годятся такие достижения канцелярской мысли, как фломастер « пиши-стирай», одна сторона которого наносит линию, другая имеет губку пропитанную веществом, эту линию, стирающим. Можно также использовать исчезающие маркеры для ткани. Ну а для линий на изнанке я использую простой карандаш, шариковую ручку, ручку роллер, маркеры разных цветов (всё зависит от рыхлости бахтармы, чем она рыхлее, тем труднее нарисовать чёткую линию и спасают только маркеры) 2 Инструменты колюще-режущие:
Незаменим при работе с кожей такой вот нож со скошенным лезвием Используется для шерфовки (срезание лишней толщины). Сапожный нож используется с этой же целью, имеет односторонюю заточку, благодаря чему нижняя часть кожи при шерфовке не прорезается. Канцелярские ножи используются для резки по прямой, например, для нарезания полос кожи. Дисковый нож используется с этой же целью. Если освоить работу с ним, то можно более ровно резать кожу Скальпели — стандартный и маленький (глазной) — используются для надрезов, разрезов, более «тонкой» шерфовки, а также для вырезания узоров на коже. Ножницы портновские используются для фигурного вырезания. Например, заготовки для цветов. Ножницы маникюрные предназначены для фигурной резки мелких деталей. Шило для нанесения разметок, проколки отверстий в коже Инструменты швейные
Игла для кожи отличается от швейной тем, что имеет не тупой, а заострённый кончик, похожий на миниатюрный клинок. Благодаря чему такая игла не раздвигает, а прорубает волокна кожи и кожа шьётся гораздо легче. А этот прямоугольничек, та самая наклейка на лапку, которая обеспечивает скольжение лапки по коже при шитье, является альтернативой фторопластовой лапке. И мне лично она больше нравится. А это моя обычная лапка с такой наклейкой на изнанке. Инструменты дополнительные.
Доска для резки. Представляет собой деревянную доску с наклеенным на неё куском линолиума. Резать кожу лучше на линолиуме. А ещё лучше приобрести специальный мат для резки. У меня всё руки не доходят — точнее ноги не доходят …до магазина)).) Кусок кафельной плитки используется при шерфовке. Для этой операции просто необходима идеально ровная, гладкая и жёсткая поверхность. Инструменты для заточки ножей. Нож должен быть всегда острым и в процессе его приходится часто подтачивать. Кстати, шерфовка одна из основных операций и её освоить надо обязательно. Дело в том, что кожа материал достаточно толстый и эти переходы в толщине, в случае наложения одной детали на другую, как раз и скрадываются, если мы утончим совмещаемые краешки,изделие выглядит гораздо аккуратнее и часто переходы почти незаметны. Кроме того при шитье сумок из толстой кожи просто необходимо отшерфовать все прошиваемые припуски,иначе швы не примут необходимый вид. Ну и в случае когда надо загнуть краешек кожи,это будет сделать легко если краешек станет тоньше чем основная часть. Для шерфовки расположите кусочик кожи на гладкой поверхности и специальным ножом, под углом 45 градусов примерно,в направлении от себя начните срезать бахтарму,придерживая другой рукой кусочек кожи.Если нож острый,то особых трудностей эта операция не вызовет Вот как это примерно выглядит
Инструменты для установки фурнитуры. Щипцы для установки люверсов. Расчитаны на размер люверса 4 мм. Увы,о пресе для установки я пока лишь мечтаю.
Ручные пробойники. 2 самодельных,а один 8мм покупала в «Гамме». Щипцы-пробойник используются для пробивания дырочек в ткани и коже. Размеры меняются до 6 мм.
Вот собственно и сама фурнитура Хольнитены ,люверсы.
Хольнитены устанавливаются для закрепления деталей. В карманы джинс для закрепления шва,на ручки сумок. Часто имеют чисто декоративную « украшательскую» функцию.Бывают двухсторонние(декоративная шляпка с двух сторон) и односторонние(вторая сторона ножки не имет шляпки) Люверсы состоят из двух частей: самого люверса и фиксирующего колечка,которое ставится с изнанки и дополнительно поддерживает люверс от выпадания) Для установки односторонних хольнитенов можно обойтись без специального преса,достаточно молотка и чайной ложки. Чайную ложку подкладываем вниз под шляпку хольнитена,что б не деформировать её при ударе,а молотком ударяем по плоской части. Кроме того для работы с кожей бывает необходима мягкая пластичная проволока. Я использую медную проволоку и различные проволоки для бисероплетения
А это инструменты кусательно-хватательные. А проще говоря кусачки(для перекусывания проволоки),круглогубцы(для скуручивания её же в колечки) ну и плоскогубцы для всех прочих поддерживающих,протаскивающих и сжимающих операций.
А это прибор для выжигания. По сути-обычный паяльник,но имеет несколько насадок,позволяющий делать разные по толщне линии, и парочку готовых штампов. Я эту бесовскую машину не очень часто использую,но в обработке краёв и отверстий на тёмной коже он не заменим.
Кроме того с помощью выжигателя можно придать такую сложную форму листикам,обрабатывая их с изнанки.
Или сделать такой простенький рисунок прожилок.
Что делать если у вас нет кожи нужного цвета? Конечно же красить)
Кожу можно покрасить акриловыми красками,но не толстым слоем,что б избежать в дальнейшем трещин,и покрыть акриловым же лаком матовым или глянцевым. Но лучше всего кожу красить автомобильными красками из балончика,которые продаются в строительных магазинах. Такая окраска получается во-первых ровной,во-вторых более прочной,чем окраска акрилом,а в-третьих сохраняется эластичность. Один минус по сравнению с акрилом, это ужасный запах такой краски,а посему работать с ней только в проветриваемом помещении. Ну и окрашивать изделие лучше по результату работы,потому как многие краски не перенесут термической обработки,которая очень часто используется в декоре из кожи.
https://fashiony.ru/
Советы при работе
Учитывая то, что кожа не совсем обычный материал, то к оборудованию для работы с кожей есть некоторые требования. А еще существуют особые хитрости при использовании инструментов.
Особенности швейной машинки заключаются в том, что она должна обладать достаточной мощностью для того, что бы суметь сшить кожаные заготовки. Кроме того, особые требования применяются к швейной игле и лапке швейной машинки. Игла должна иметь трехгранное лезвие. Именно эта форма иглы позволяет прорубать ткань. Одной из особенностей работы с кожей на швейной машинке является то, что необходимо устанавливать максимальную длину стежка. В противном случае из-за частых отверстий шов со временем порвется.
Лапка швейной машинки должна беспрепятственно скользить по коже. Для этого лучше всего использовать лапку с роликами. Так же можно применять специальные фторопластовые лапки либо же специальные наклейки на обычные лапки. Такие наклейки обеспечивают легкое скольжение по материалу.
- Подробно о шерфовании
- Соединение кожаных изделий
- Сшивание кожи
- Виды швов
- Оплетка и продержка
- Обтяжка
- Драпировка (жмурка)
- Термическая обработка
- Выжигание
- Штамповка (тиснение)
- Роспись
- Аппликация
Шерфовка кожи
Для раскроя или шерфовки применяется сапожный нож. Одной из особенностей его заточки является то, что затачивать нужно только одну сторону. Угол заточки ножа для шерфования составляет 15-30°. Шерфовка кожи производится «от себя», а нож держится под небольшим углом к поверхности обрабатываемого материала. Кроме того нож должен срезать слой кожи, а не врезаться в нее. При производстве этого действия необходимо начинать с длинных краев изделия, в процессе переходя к коротким краям.
К доске или плите, на которой режут кожу, тоже предъявляются определенные требования — ее поверхность не должна быть скользкой, в противном случае заготовки будут скользить при раскрое. Также поверхность не должна быть рыхлой. В этом случае нож будет застревать в доске и можно испортить заготовку. Может отклонить нож от линии реза и чрезмерная волокнистость поверхности. Неплохим вариантом при работе с кожей являются пластиковые доски для лепки пластилина. Еще можно применять оргстекло, либо линолеум.
Как произвести окраску натуральной кожи в домашних условиях.
Можно воспользоваться специально предназначенными для кожи или шерсти сухими
анилиновыми красителями или нитрокраской. При этом учтите, что красить можно только
неаппретированную кожу.
Аппретирование – это одна из заключительных технологических операций обработки
кожи с целью придания ей определенных свойств. К примеру, при окраске лаковой или полу-
ченной из старых изделий кожи ее необходимо предварительно протереть ацетоном или рас-
творителем № 646.
Если кожа не лаковая, ее можно протереть с лицевой стороны тампоном, смоченным
в нашатырном спирте, затем высушить на воздухе и повторить операцию. В некоторых слу-
чаях можно вообще снять с толстой кожи старое покрытие с помощью острого ножа (эта
операция, которой вам предстоит научиться для дальнейшей работы, называется шерфова-
нием), а затем отшлифовать поверхность мелкозернистой наждачной шкуркой.
Для окраски анилиновый краситель высыпают в стеклянную банку и заливают четвер-
тью литра горячей кипяченой воды. Краску размешивают до полного растворения порошка
и процеживают. Если все-таки выпадет осадок, то перед употреблением раствор лучше не
взбалтывать.
Обычно кожу окрашивают, не опуская ее в раствор, а расправив и нанося на нее краску
с помощью щетки или тампона; при этом краска с тампона не должна стекать. Максималь-
ная температура раствора для окраски кожи +60 °C, для замши +45 °C. Тампон двигают по
коже короткими продольными или круговыми движениями до тех пор, пока поверхность не
приобретет равномерной окраски. Затем кожу высушивают и при необходимости повторяют
процесс окраски и сушки.
Окрашенное изделие промывают один раз теплой (+30 °C) водой с помощью мягкой
щетки. Влажную поверхность смазывают глицерином и высушивают на воздухе.
В некоторых случаях для закрепления краски используют фиксаторы, продающиеся в
магазинах химических реактивов, или уксус.
Для получения оригинальной неровной окраски скомканную сухую кожу опускают в
красящий раствор. Можно выполнить окраску в технике батика: для этого нужно пред-
варительно перевязать кожу в различных местах толстыми нитками или тонким шпагатом
(рис. 1), а затем погрузить ее в красящий раствор. В этой же технике выполняется окраска
с использованием воска: заранее намеченные участки кожи покрываются разогретым вос-
ком, который наносится кистью. Теплый воск можно развести керосином в пропорции 2:1.
После того, как воск застынет, на кожу наносится краска.
При окраске кожи нитрокраской используют беличьи или колонковые кисти. Для
достижения большей стойкости покрытия в краску добавляют небольшое количество касто-
рового масла: достаточно 2 капель на 100 г краски.
Очень проста в употреблении краска для кожи в аэрозольной упаковке: ее распыляют,
держа баллончик на расстоянии около 20 см от кожи и быстро передвигая его вдоль окраши-
ваемой поверхности. После десятиминутного перерыва наносится следующий слой краски.
Эта операция продолжается до тех пор, пока поверхность не приобретет ровной и прочной
окраски. Если в процессе работы получатся потеки краски, их удаляют с помощью раство-
рителя.
Для придания коже неравномерной окраски можно воспользоваться аэрозолем или
пульверизатором: скомканную заготовку опрыскивают краской, а затем обрабатывают фик-
сатором. Неповторимое своеобразие могут придать ей тонкие черные линии, подчеркива-
ющие контрастность цвета и складывающиеся в загадочный рисунок. Линии проводятся
тушью или гелевой пастой.
Небольшие детали и элементы отделки изделий можно расписывать художественной
масляной краской. Об этом подробнее вы узнаете в разделе РОСПИСЬ, который будет чуть ниже.
Табу при работе
Начинающим мастерам следует помнить несколько «нельзя»:
- Кожу никогда не сметывают, то есть не делают временные соединения при помощи булавок или стежек. Связано это с тем, что на материале всегда остаются следы от проколов. Для того что бы временно скрепить детали изделия, можно применить клейкую ленту либо же обычные скрепки. Так же для временного соединения двух кусочков кожи можно применять специальный карандаш для фиксации швов.
- Кожу нельзя гладить утюгом, особенно тонкую. Если возникла сильная необходимость (или желание) прогладить кожаное изделие, то это можно делать только с внутренней стороны изделия и только слабо нагретым утюгом и через какую-нибудь ткань. Категорически запрещается применять утюг с отпариванием. Связано это с тем, что при большой температуре кожа деформируется, теряет свои эластичные свойства и становится ломкой. Хотя это свойство кожи может применяться при декоративной работе с кожей.
- Кожа плохо относится к стирке, так как вода и моющие средства вымывают из кожи жиры, а это в свою очередь приводит к тому, что она становится грубой. Но справедливости ради нужно отметить, что не все типы кожи критично к этому относятся, некоторые изделия спокойно переносят стирку в теплой воде. После стирки кожу необходимо обработать смягчающей жидкостью, к примеру, раствором глицерина.
Основные этапы создания кожи
Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.
На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе — химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части — кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.
Основная задача дубления — сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ — они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.
Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное — в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.
В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).
Отделка — финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.
Раскрой кожи и тиснение
При раскрое кожи следует помнить, что в разных направлениях она тянется по-разному. Это важно в тех случаях, когда кроятся либо парные детали, либо детали, которые будут сшиваться.
При работе с замшей следует следить за направлением ворса. Во время раскроя ворс должен быть направлен сверху вниз. При сшивании двух кусочков замши так же необходимо следить за направлением ворса – он должен быть направлен в одну сторону.
Перед тем как начать процедуру тиснения, кожу нужно предварительно подготовить. Для этого ее необходимо намочить до такого состояния, пока она не перестанет впитывать воду. При этом начинающим работать с кожей следует помнить о том, что она при намокании имеет свойство усаживаться. И чем тоньше кожа, тем сильнее она усаживается. Поэтому заготовку необходимо делать с запасом. После производства тиснения коже нужно дать высохнуть, причем высыхать она должна равномерно. В противном случае места, где кожа не досохла, будут темнее. Размягчители, краски, масла и другие химические вещества на кожу следует наносить при помощи кисти, губки или же шерстяным тампоном.
Инструмент для разметки
Данная разновидность инструментов для обработки кожи включает в себя ролик и разметочный циркуль. Ролик (или колёсная басма) применяется для того, чтобы аккуратно наметить расстояние между стежками. Делается это так: перед стачиванием ролик продвигают по тому месту, где должен быть шов.
Разметочный циркуль применяется с целью намётки расстояния от края швов или оплёток. Используют его и при намётке ширины ремня в процессе его выкраивания. При работе с этим инструментом один конец циркуля прижимается к краю кожи, с помощью регулировки ножек выставляется расстояние, и при установленной ширине другим концом циркуля, положив его на кожу, производят намётку.
Ролик для разметки кожи
Как наметить и пробить ровный шов при сшивании кожи, смотрите в следующем видео:
Литература, которая поможет начинающим
Большим подспорьем станут книги по работе с кожей. В них можно найти множество схем по тиснению, плетению, инструкции по штампингу. Большинство книг представлены англоязычными и японскими авторами, но есть и отечественные издания. Кроме того, в свободном доступе во всемирной паутине можно найти множество самоучителей, руководств по работе, а так же справочников по работе с этим материалом. Именно такие книги помогут освоить ремесло в домашних условиях, раскроют маленькие хитрости при ручной работе с кожей.
Вспомогательные инструменты
Какие инструменты для работы с кожей применяются, кроме вышеописанных? Их множество. В первую очередь, это фигурные пробойники и узорные клейма. Пробойниками и молотком мы пробиваем кожу, например под заклепки, или делаем ажурное украшение. Клейма используем для горячих оттисков. Также для этих целей можно применять электрический выжигатель, но вначале советуют хорошо наловчиться на отдельном куске кожи.
При ручном шитье используется копировальный ролик для разметки длины стежка. Иногда пригодятся пассатижи и кусачки. Для изготовления лекал подойдет весь набор чертежных принадлежностей. И вообще, инструменты для работы с кожей своими руками каждый выбирает индивидуально. Кто-то пользуется утюгом, а кто-то берет фен у жены. Одному по душе подкладывать стекло при резке кожи, другой кладет доску. Главное, чтобы в итоге у вас все получилось.
Основные виды работ
Кроме уже перечисленных видов работы, существует еще и обтяжка, термическая обработка, выжигание, роспись, аппликация.
Обтяжка применяется для изготовления кожаных браслетов, декорирования бутылок или ваз. Термическая обработка используется для изготовления из кожи декоративных деталей, которые впоследствии будут задействованы при изготовлении аппликаций, украшений либо при отделки.
Выжигание производится для придания кожаным изделиям особого шарма. Выполняется самым простым выжигателем. Для того что бы рисунок хорошо смотрелся, лучше всего отдать предпочтение коже светлых тонов. Работа с выжигателем требует определенных навыков, поэтому будет лучше предварительно потренироваться, и понять сам процесс выжигания на толстых обрезках кожи.
Роспись – технология, при которой краски наносятся на уже готовое изделие. Перед тем как приступить к росписи кожу следует протереть раствором поташа. Краску следует наносить тонким слоем, если работа ведется масляными красками, то их буквально втирают в поверхность кожи.
Аппликация – выполнение узора в виде нашивки. Различают два вида аппликации: накладную и вырезную. Выполнение накладной аппликации заключается в том, что детали узора вырезаются из отдельного куска кожи и потом приклеиваются либо пришиваются к основному изделию. Вырезная аппликация наоборот – выполняется на самом изделии. Для этого будущий рисунок вырезается на основной ткани, а на изнаночной стороне на месте вырезанного узора пришивается (приклеивается) ткань или кожа. Желательно, что бы пришиваемая ткань контрастировала с основным цветом изделия.
Мои инструменты для работы с кожей
Рубрика: Инструменты Опубликовано 24.08.2018 · Комментарии: · На чтение: 4 мин · Просмотры: Post Views: 7 609
Будет разумным, если я не упомяну чего-то из очень новичкового поста об экстремально минимальных инструментах для работы с кожей, дабы не повторяться, а лишь дополнить его.
Строчные пробойники
Одна из любимых тем сообщества кожевников, и я к ней тоже неравнодушен. Строчные пробойники позволяют создавать ровные и равноудаленные отверстия в коже для будущего седельного шва. Мои любимые строчные пробойники от тайваньского бренда IVAN. Комплект состоит из одиннадцати предметов. Одна ручка и десять накручивающихся насадок.
По сути, это три комплекта пробойников. Три пробойника — по два, четыре, шесть зубьев, повторяются три раза. Разница только в расстоянии между зубьями — 2,3 мм, 3,1 мм и 3,9 мм. Сами зубья, на всех десяти насадках, имеют одинаковую ширину, и поэтому последний, десятый пробойник – одинарный, подходит к любому из трех условных комплектов строчных пробойников.
Отверстия, которые пробивают эти пробойники – ромбовидной формы. Видимо поэтому строчные пробойники с такой формой зубьев называют ромбовидными.
IVAN не единственные строчные пробойники которыми я пользуюсь, но это другая история.
Шорный нож
Используется для раскроя и истончения (шерфования) отдельных участков кожи. Лично я, практически не пользую этот нож для раскроя, он пригождается мне только для целей локального шерфования. Шерфовать можно и обычным канцелярским ножом, но шорным все-таки значительно удобнее.
Торбцил или кромкорез или фаскорез
Само название – «кромкорез», объясняет все. Инструмент нужен для снятия кромок с лицевых краев кожи. Изделию из натуральной кожи это придает шикарный и законченный вид. Собственно обработка и покраска торцов изделия – один из краеугольных камней кожевенного ремесла и мастера уделяют этому серьезное внимание. На мой скромный взгляд, торбцил и сликер – одни из важнейших инструментов кожевника.
Я пользуюсь двумя кромкорезами, с шириной режущего полотна в 1.0 и 1.2 мм. Правлю их пастой Гои по мере необходимости.
Иглы для шитья кожи
Длина и форма иглы, ширина ушка и особенности острия – это, пожалуй, все характеристики игл для ручного шитья натуральной кожи которые могут интересовать кожевника.
Самыми удобными для меня оказались иглы длиной пять – шесть см, и с довольно широким ушком. Острие у иглы может быть с трехгранной заточкой, и так называемое – «тупоносое», когда про острие логичнее сказать — тупие. Не могу выделить, какой тип острия мне нравится больше. В последнее время шью тупоносыми иглами, но это скорее каприз, нежели осознанный выбор. Рекомендую накупить разных и много раз попробовать их в деле.
Чертежные линейки для скругления углов
Шаблон геометрических окружностей с диаметром 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 мм. Четные диаметры находятся с внутренней стороны линейки, что не всегда удобно для реза каким бы то ни было ножом.
И еще одна линейка, восемь внешних окружностей имеют диаметр — 5, 7, 10, 12, 14, 16, 20, 22 мм; Внутри есть полукруглые диаметры 25, 30, 35, 40, 45 мм. Не все из диаметров пригодятся для кожевенного мастерства, но они имеются.
Как правило, линейки промышленного производства изготовляются из довольно хрупкого пластика. В кожевенном ремесле требуется нечто более надежное, чем пластиковая штамповка. Гаражное производство предлагает копии таких линеек из нержавеющей стали. Они дороже, но надежнее.
Шило с ромбовидным острием
Рабочая часть шила повторяет форму ромбовидного зубца строчного пробойника, но значительно острее. Использую шило в случаях, когда несколько слоев кожи пробились не до конца. У меня два шила с ромбовидным острием, с шириной рабочей поверхности в 3 мм и 4 мм под разные строчные пробойники. Пользуюсь таким шилом не часто, но иногда оно приходится очень кстати.
Пробойники трубчатые
Пробойник в виде трубки, с боковым выходом пробоя. В моем наборе девять пробойников со следующими диаметрами – 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 13 мм. Использую их для пробоя отверстий в коже под фурнитуру и иногда, для каких-то совсем экзотических целей.
Молоток-киянка
У меня две киянки и обе они без особых изысков. Одна с резиновой рабочей поверхностью, весом – 450 грамм. Вторая с рабочей поверхностью из какого-то мягкого полимера, весом 300 грамм. В большинстве случаев для работы я пользуюсь второй. Иногда, для пробития отверстий под фурнитуру в толстой и плотной коже пользуюсь той, которая весит 450 грамм.
Параллельный разметчик
Инструмент предназначен для разметки линий под будущий седельный шов. А параллельный он по тому, что позволяет сделать эту самую линию параллельной срезу кожи, что собственно и требуется. У меня их два и отдать предпочтение какому-то из разметчиков не могу. Если бы сейчас у меня не было параллельного разметчика, то я сделал бы его из самого простого циркуля.
Пожалуй, все.
Этот экскурс в мой сундучок с инструментами — не догма, а всего лишь рассказ о конкретно моем выборе инструментов и их назначении, который может навести начинающего кожевника на какие-то здоровые мысли по поводу выбора и приобретения своего инструмента.
Вырезание по коже
Пожалуй, самым красивым видом работы с кожей является карвинг. Так называется художественная резьба по коже. Из всех стилей выполнения рисунка при помощи ножа можно выделить шеридан. Этот стиль отличает то других способ построения рисунка. Изначально выполнялся на седлах, ремнях и других кожаных предметах из арсенала ковбоев. Стиль шеридан выполняется в виде взаимосвязанных и переплетенных друг с другом стеблей, листьев, цветов шиповника. Его отличает очень большое количество мелких деталей.
Конечно, обучение работе с кожей довольно сложный процесс, но конечный результат превосходит все ожидания. Если эта работа приносит удовольствие, и кто-то ищет хобби, которое вдобавок будет приносить дополнительный доход, то, несомненно, стоит обучиться этому ремеслу.
Что нужно знать о натуральной коже.
Они имеют лицевую и изнаночную стороны. Изнаночная называется бахтарма, у нее рыхлая
структура. Лицевая сторона более плотная и однородная.
К основным видам натуральных кож относятся:
– шевро – мягкая кожа хромового дубления из шкур коз. Идет для приготовления верха
изящной дамской обуви;
– шеврет – кожа хромового дубления, отличается рыхлостью и высокой растяжимо-
стью, изготавливается из овечьих шкур. Из нее шьют костюмы, куртки, пальто;
– лайка – тонкая, мягкая, очень эластичная кожа, в основном из шкур неродившихся и
новорожденных коз и овец. Используется для изготовления галантерейных изделий (напри-
мер, перчаток), верха обуви и т. д.;
– юфть – дубленная корой ивы и обработанная жиром толстая кожа из шкур свиней,
лошадей, оленей. Идет на изготовление обуви и шорно-седельных изделий;
– велюр – кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью. Ворс, ровный и густой,
получается в результате шлифования изнаночной стороны (бахтармы). Свиные кожи шли-
фуют с лицевой стороны. Напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс. Идет
на изготовление мужских и женских пальто;
– замша – кожа жирового дубления из шкур телят, коз, оленей и др. При выделке спи-
ливают лицевой слой шкуры. Замша отличается особой мягкостью, низким, блестящим вор-
сом, повышенной растяжимостью. Используется в кожаной галантерее и обувной промыш-
ленности;
– спилок – слой, отделенный от замши.
Что выбрать?
Инструменты для работы с кожей сделать самому вообще-то не сложно. Можно взять, например, велосипедную спицу, заострить ее, приделать какую-то ручку — и шило готово. Или из любой тонкой стальной трубки, сняв фаску и наточив, сделать круглый пробойник. А если ее нагреть и молотком придать квадратную или треугольную форму, то пробойник выйдет фигурным. Проявив немного фантазии и трудолюбия, можно, конечно, из любой железки соорудить и штампы, и клейма. Но так ли это необходимо, ведь за небольшие деньги в магазинах можно купить качественные, специально сделанные инструменты для работы с кожей.
Приспособления могут быть самодельными или фабричными. Какие инструменты для работы с кожей выбрать, решать вам. Разницы, в принципе, нет, потому что дело не в них самих, а в умении ими пользоваться и правильно применять.