Россия, Москва, 2-я Синичкина улица
Телефон:
+7 (903) 557-22- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Обзор водометных насадок на лодочный мотор

Особенности водометных насадок и порядок их установки на лодочный мотор

image

У владельцев судов, оборудованных подвесными моторами, нередко возникает проблема повреждения винтов и дейдвуда силовой установки. Это может возникнуть при прохождении по мелководью или в момент столкновения с препятствием на воде.

Устанавливая водометные насадки на лодочные моторы, можно избежать повреждений силовой установки. А также понизить риск причинения травм людям, животным и крупной рыбе, которые могут находятся в воде при непосредственной близости с работающим двигателем.

Описание и детали конструкции

Водометная насадка – это механизм, устанавливаемый на подвесной мотор, который является альтернативой гребному винту, он работает по принципу действия центробежного насоса, в котором вода при вращении лопастей импеллера, поступает в корпус со стороны носовой части и выталкивается в противоположную сторону, тем самым придавая ускорение судну. Водометная насадка может иметь свои особенности в конструкции. Но все они имеют следующие узлы.

Водозаборник с решеткой — представляет собой несущею силовую деталь, а также имеет большое значение в гидродинамике водомета. Есть несколько правил изготовления этого элемента:

  1. Свод детали. Должен позволять воде безотрывно поступать в корпус, поэтому он не должен быть крутым.
  2. «Губа» или входящая кромка. Должна иметь гидродинамический профиль.
  3. Сечение водосборника и губы. Должны соответствовать по размеру и плавно переходить в круг перед лопастями импеллера.

Импеллер или «рабочее колесо»— предназначен для преобразования энергии от двигателя путем вращения лопастей и проталкивания воды. Эти узлы могут иметь несколько видов конструкции:

  1. Осевые. Характеризуются высокими показателями значения упора, при движении на малой скорости. Отличаются простотой изготовления и невысоким КПД, в основном используют на малооборотных аппаратах.
  2. Осе-диагональные. Выдают при работе высокий КПД, тем самым эффективно работают на разных оборотах.
  3. Диагональные, а также шнековые. Более сложные в изготовлении и технически совершенные детали, способные выдавать максимальный КПД. Устанавливаются на аппаратах, работающих при больших оборотах, и дают возможность развивать высокую скорость.

Изготавливаются эти узлы из нержавеющей стали, а также сплавов цветных металлов. Для производства применяется способ точного литья, реже используют сварные элементы.

Спрямляющий аппарат — имеет важное значение в работе водомета, он предназначен для направления струи выходящей воды. Варианты исполнения:

  1. Лопаточное поджатие — преимуществом данного вида является возможность уменьшить размеры водомета. Лопатки в этом варианте одновременно выполняют функцию сопла.
  2. Щелевой — применяется достаточно редко, в основном, для водометов на больших судах. Для навесных двигателей применяются редко из-за большой потери КПД.

Сопло — предназначено для формирования водной струи и путем ее поджатия и создания реактивной тяги. В зависимости от диаметра сопла, может меняться мощность установки до 50%. Многие производители совмещают спрямляющий аппарат непосредственно с соплом, это позволяет уменьшить размеры конструкции.

Реверсивно-рулевой узел — вариантов исполнения этого элемента много, у каждого производителя есть свои способы, но все они, должны отвечать основным требованиям:

  1. Управление судном, должно осуществляться без значительных усилий.
  2. Мощность, должна эффективно расходоваться.
  3. Обеспечение хорошей управляемости, при маневрах и перемещении в разных скоростных режимах.
  1. Поворотная насадка.
  2. Поворотное сопло.
  3. Реверсивная заслонка.
  4. Рули в потоке.

Для управления этим узлом используют привод. В зависимости от мощности силовой установки, он может быть сделан в нескольких вариантах:

  1. Гидравлический. Применяется для агрегатов, больше 250 лошадиных сил.
  2. Механический. Для двигателей до 150 лошадиных сил.
  3. Электромеханический.Может применяться я для установки на механизмы, с малой и средней мощностью.

Дейдвудные уплотнения, а также подшипниковые узлы — учитывая особенности эксплуатации водомета, в основном, комплектуют подшипниками качения. В качестве уплотнительных соединений, используют торцевое уплотнение.

Преимущества и недостатки

Применение водометной насадки в различных условиях эксплуатации несет в себе положительные и отрицательные моменты. Полюсы следующие:

  1. Вращающиеся детали находятся внутри корпуса, что обеспечивает их защищенность.
  2. Возможность эксплуатации на мелководье и в условиях большого скопления предметов на воде.
  3. Безопасность для людей и животных.
  4. Качественно и правильно подобранное устройство, позволяет развивать большие скорости.
  5. Быстрота совершения маневров, торможения и разворота.
  6. Моторесурс выше, чем у винтового двигателя.
  7. Отсутствует необходимость подбирать винт для разных условий эксплуатации и загруженности лодки.

К минусам можно отнести:

  1. Поперечный размер, больше чем у гребного винта.
  2. Большинство таких агрегатов, значительно теряют в мощности. Эти потери могут достигать 30% при движении на малой скорости.
  3. Есть особенности управления судном, они связаны с конструкцией и принципом работы.
  4. Высокая стоимость изделий, которые поставляются известными мировыми производителями.

Недостатки водометного движителя

Меньший, по сравнению с винтом, КПД на небольшой скорости из-за необходимости перевозки, помимо собственно полезного груза, также и воды, находящейся в трубопроводе; трения воды в трубопроводах;турбулентных завихрений потока воды в каналах водомётаЗатруднительность подачи воды сквозь днище судна к насосу, на эффективность которого будет влиять скорость движения судна относительно водыВодозабор работает также как помпа и может затянуть со дна камни, песок, мусор. Это может забить систему охлаждения либо повредить импеллер и водоводВысока степень износа пары ротор-статор, так как эксплуатация производится на мелководье.Cвоеобразное поведение водомётного катера на малом ходу

Мы используем водометные двигатели фирм Mercury и Weber, потому что они и мощные, и надежные, и крутые, что отлично соответствует нашим катерам.

Для тех, кто хочет досконально разобраться как работает водометный движитель

Импеллер

Импеллер (или винт, или рабочее колесо)

— это лопаточная машина, заключенная в кольцо, снижает потери мощности и шумность. Импеллер является главным элементом водометного движителя, преобразующим энергию двигателя в энергию поступательного движения судна. Гидродинамически импеллеры бывают: осевые с цилиндрической и конической ступицей, осе-диагональные, диагональные и шнековые. Каждый из типов имеет свою область использования. Осевые импеллеры являются предшественниками всех типов импеллеров водометных двигателей. Отличаются высокими значениями упора на низких скоростях движения. Имеют достаточно низкий кпд и небольшой запас по кавитации, что определяет применение низкооборотных двигателей. Просты в изготовлении. Осе-диагональные импеллеры характеризуются достаточно высокими значениями кпд, способны эффективно работать на любых скоростях движения судна. Могут быть применены в компоновке со среднеоборотными двигателями. Диагональные и шнековые импеллеры – это наиболее современные импеллеры, проектирование которых могут себе позволить только фирмы, имеющие базу разработки гидродинамики. У таких импеллеров максимальные значения кпд находятся в зонах высоких оборотов двигателей и скоростей движения судна. Вообще, импеллер самая сложная деталь в составе водометного движителя, обычно они изготавливаются литыми с последующей механической обработкой лопастей. Некоторые производители изготавливают сварные импеллеры, заранее обработанные лопасти привариваются к ступице. Такая технология допустима в случае с низкооборотными осевыми импеллерами и совершенно не допустима для высокооборотных движителей. Значительный дисбалансы таких импеллеров, переменные силы действующие на лопасти неизменно приводят к отрыву лопастей, что может в свою очередь привести к разрушению всего движителя. Большинство производителей водометов для малого судостроения изготавливают импеллеры методом точного литья с минимальной последующей обработкой . Такая технология дает значительное снижение стоимости изготовления при соблюдении высокой точности геометрии. Импеллеры изготавливаются из нержавеющей стали или коррозионно-стойких бронз и латуней.

Водовод

Водовод (или водометная труба, или водозаборник)

— обычно это профилированная труба. Водяной поток ускоряется либо лопастным механизмом, либо энергией сгорания топлива или давлением сжатого газа, что и обеспечивает направленный выброс струи через выпускное отверстие в корме. Отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит судно в движение. Водовод с точки зрения гидродинамики очень важная деталь любого водомета. Кроме этого конструктивно водозаборник, как правило, является несущей силовой деталью водометного движителя . Именно в водозаборнике происходит «подготовка» воды перед импеллером. Очень важно, чтобы течение жидкости подошедшей к импеллеру было максимально равномерным и ламинарным по всему сечению. Кроме того законом изменения сечений водозаборника можно добиться минимального разрежения на входе водозаборника, что положительно сказывается на способности водомета не «засасывать» в себя посторонние предметы. Многие разработчики и производители недооценивают значения этого важного элемента водометного движителя, считая, что основная задача просто подвести воду к импеллеру. В угоду технологичности и компактности, водозаборники делают зачастую из листового материала, с очень крутыми подъемами свода водозаборника.

Основные правила проектирования водозаборников
Свод водозаборника не должен быть крутым, должно быть соблюдено условие безотрывности течения потока воды от днища катера к своду водозаборника.
Входящая кромка, так называемая «губа» должна иметь профиль максимально приближенный к гидродинамическому.
Сечения водозаборника должны быть максимально приближены к форме трубы. Плоские поверхности образующие вход водозаборника, за два калибра от импеллера должны плавно перейти к форме круга.

Спрямляющий аппарат

Спрямляющий аппарат создает на пути движения воды определенное сопротивление. Что бы это сопротивление уменьшить, в идеале профиль лопаток спрямляющего аппарата должен быть правильного гидродинамического профиля, при этом сама конструкция спрямляющего аппарата не имеет большого значения с точки зрения гидродинамики. Гидродинамические схемы исполнения спрямляющего аппарата. Лопаточное поджатие

. Это когда лопатки спрямляющего аппарата выполняют одновременно и функцию соплового аппарата. В этом случае профиль лопаток имеет форму клина. У такого спрямляющего аппарата имеется одно преимущество – уменьшение осевого габарита всего водометного движителя. Но недостатков больше, чем преимуществ. Потери КПД достаточно велики, благодаря профилю лопаток. О недостатках такого сопла будет сказано ниже в разделе Сопловой аппарат. Щелевой водомет. Собственно самого спрямляющего аппарата в такой схеме нет. Функцию спрямления струи выполняет сжатое в прямоугольник сопло. Авторство этого типа водометного движителя принадлежит ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова. Разрабатывалось это щелевое сопла для водометов большой мощности, для водоизмещающих судов с частично напорным водозаборником. Для глиссирующих судов этот тип ВД не эффективен. Пропульсивный КПД такого движителя не более 0,46, тогда как у традиционных ВД не менее 0,6, а у лучших образцов до 0,65. Такая разница в КПД дает потерю скорости катера более 40%.

Сопловой аппарат

Сопловой аппарат (или просто сопло)

– элемент гидродинамической части водометного движителя, формирующий струю, которая выходя из сопла обеспечивает реактивную тягу. Задача соплового аппарата произвести поджатие воды на выходе из водомета. Уменьшение в сопле проходного сечения преобразует давление воды в ее скорость. Наибольшая эффективность сопла достигается его точной, правильной профилировкой. Уменьшая или увеличивая поджатие сопла, можно менять характеристики водометного движителя.

Виды сопловых аппаратов
В сопле размещен спрямляющий аппарат. Это значительно экономит осевой размер водомета, но требует очень дорогостоящего производства.
Сопло с лопаточными поджатием. В этом случае, так же спрямляющий аппарат расположен в сопле, но само сопло не имеет поджатия, эту функцию выполняют клиновые лопатки спрямляющего аппарата. Из недостатков конструктивных и практических: трудность организации реверсивно-рулевого устройства. Диаметр струи равен диаметру импеллера, соответственно увеличиваются и размеры реверсивного устройства. Струя на выходе из такого сопла рваная и неравномерная, единственный вариант рулевого устройства – рули в потоке – не самый лучший вариант.
Щелевое сопло. В таком сопле, в угоду технологичности (можно все сделать из листового металла) и стремлению к уменьшению габаритов, некоторые изготовители водометов существенно пренебрегают эксплуатационными и техническими параметрами водометных движителей. Как было сказано выше, пропульсивный кпд такого движителя не более 0,46, что ведет к недобору скорости и перерасходу топлива. Как и для сопла с лопаточным поджатием, на водомете с щелевым соплом не возможно организовать эффективное реверсивно-рулевое устройство. Этот тип водометного движителя предложен в ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и разрабатывался специально для водометов большой мощности, с частично напорным водозаборником.

Реверсивно-рулевое устройство (РРУ)

РРУ обеспечивает поворот судна, а при перекрытии потока из сопла, струя воды поворачивается обратно, что дает судну задний ход.

Задачи реверсивно-рулевого устройства
Максимально эффективно, без значительных усилий управлять судном на всех режимах переднего хода
Максимально эффективно использовать энергию водометного движителя на режиме заднего хода
Обеспечить хорошую управляемость судна при движении и маневрировании на заднем ходу

Наибольшее количество патентов, касающихся водометных движителей, относится именно к РРУ. Практически все ведущие фирмы, производителей водометной техники имеют свои, отличающиеся от других производителей, схемы РРУ.

Для управления на переднем ходу большинство производителей применяют различные конструкции поворотных насадок

.

Существует, так называемое полноповоротное сопло

, устройство, которое не воздействует на сформированную в сопле струю, поворачивая ее, а само поворачивается вместе со струей. То есть такое сопло по праву может называться устройством управления вектором тяги водометного движителя. Эффективность такого поворотного сопла чрезвычайно высока. На водометах на малом ходу для улучшения управляемости необходимы «подгазовки», а при использовании полноповоротного сопла, такая необходимость отпадает, судно одинаково эффективно управляется как на полном, таки на малом ходу. Конечно, конструкция такого рулевого устройства более сложная, чем у поворотной насадки.

В качестве рулевого устройства иногда используют рули в потоке

. Такие устройства имеют целый ряд недостатков таких как: худшая управляемость, нагруженность конструкции, потери эффективности до 5 % кпд движителя, повышенные усилия на штурвальном устройстве.

Известны схемы РРУ, когда рули в потоке при повороте на 90 градусов перекрывают весь поток струи водомета и вода начинает поступать в реверсивную камеру для обеспечения заднего хода, и при осуществлении реверса управляемость судном отсутствует.

Недостатком многих РРУ является нарушение мнемоники управления на режимах заднего хода

(это когда при ходе назад, для поворота направо, штурвал необходимо крутить налево). Неэффективные реверсивные устройства – один из главных аргументов не в пользу водометных движителей при сравнении различных типов движителей.

Привод реверсивно-рулевого устройства (РРУ)

Существует великое множество приводов РРУ водометных движителей. Как правило каждая модель водомета любой фирмы имеет свой привод РРУ. Для водометов большой мощности (более 250-300 л.с.), как правило, применяются приводы, использующие гидравлические исполнительные механизмы. Такие приводы достаточно дороги, так как требуют насосных станций, трубопроводов, исполнительных механизмов. Если исполнительные гидроцилиндры привода РРУ вынесены за борт судна, нужно быть готовым к тому, что он потребует очень внимательного отношения при эксплуатации. Совершенно не допустимо, что бы исполнительные гидроцилиндры находились под водой. Для водометов малой мощности (до 150 л.с.), как правило приводы исключительно механические, так как нагрузки на элементы привода незначительны.

Этапы сборки

Общий принцип сборки водометных насадок на лодочные моторы от разных производителей практически ничем не отличается. Для примера, рассмотрим порядок установки своими руками на ямаху 40.

Сначала надо отделить узлы, связанные с ходовым винтом:

  1. Снимается редуктор, для этого надо открутить четыре болта и гайку тяги реверса.
  2. Снять тягу реверса.
  3. Отделить редуктор.

Далее необходимо извлечь изделие из упаковочной коробки, осмотреть на предмет повреждений и проверить комплектность:

  1. Поместить в корпус улитки вал импеллера и закрепить его четырьмя болтами.
  2. Корпус помпы отделяем от редуктора, затем снимаем крыльчатку, пластины и резиновый уплотнитель отсекателя.
  3. Устанавливаем на направляющие пластины помпы, фиксируем шпонкой. На вал одеваем крыльчатку.
  4. Резинку от редуктора надо вставить в пластину отсекателя из kit.
  5. Закрепить отсекатель двумя болтами к плите.
  6. Вставить направляющие из kit в корпус улитки.
  7. Убрать сальник из помпы и закрепить ее четырьмя болтами к корпусу.
  8. Сальник из kit одеть на вал и поместить в помпу.
  9. Установить переходник из бронзы на помпу.
  10. Прикрутить плиту из kit к дейдвуду на четыре болта.
  11. Одеть и затянуть контргайку на фиксатор тяги.
  12. По шлицам вала одеваем улитку на мотор и фиксируем ее одним болтом. Затем закрепляем двумя длинными и двумя короткими болтами внутри.
  13. На вал импеллера установить новою шпонку и одеть импеллер.
  14. Устанавливаем регулировочные шайбы и пластиковую и жестяную прокладку.
  15. На вал одевается фиксирующая пластина и закручивается гайка, после этого она контрится пластиной.
  16. Ставим водоприемник и фиксируем его гайками.
  17. Присоединить тягу реверса от водомета к штатному переключателю. На этом сборка и сборка закончена.

Правильно подобрать водометные насадки на Ямаху 15, 30, 40, можно здесь: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/yamaha-1/. Выбрать по параметрам на Сузуки, смотрите тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodometnye-nasadki-suzuki/. Если надо подобрать водометные насадки на Тохатсу, тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodomet-tohatsu/.

Чтобы подобрать механизм, надо учитывать:

  1. Год выпуска, модель и марку изготовителя.
  2. Мощность двигателя, она обычно указывается в цифровом индексе названия модели. Например: Suzuki DT15as тут 15 будет означать количество лошадиных сил.
  3. Технические характеристики лодки.

Важно: Правильный подбор устройства под параметры лодки поможет избежать необходимости увеличения высоты транца. Грамотно установленный агрегат должен находиться в воде только на глубину приемника.

Где купить?

Приобретать, лучше в официальных дилерских центрах, или заказать у них доставку, через интернет. Покупая основной агрегат, следует сразу заказать специальные смазочные материалы, для технического обслуживания.

Таблица стоимости в России:

Производитель Диапазон цен (руб.) Где можно купить
SUZUKI (сузуки). До 20 л.с. DT9.9-15 70–90 тыс. https://www.eastmarine.ru/vcd-11999-9-104400/goodsinfo.html
YAMAXA (ямаха). До 20 л.с. 40–78 тыс. https://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html
30 л.с. 80–95 тыс. https://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html
40 л.с. 85–100 тыс. https://www.eastmarine.ru/vcd-3234/catalog.html
TOHATSU (тохатсу). 25-30 л.с. 120–140 тыс. https://mercury-mag.ru/vodometnaja-nasadka-dlja-motora-tohatsu-25-40.html

Совет: Покупая изделия от недостаточно известного производителя, или не проверенного поставщика, следует обратить внимание на качество применяемого металла, плотность подгонки деталей и надежность соединений. Обязательно ознакомиться с сертификатом и проверить возможность гарантийного обслуживания. А также поинтересоваться о возможности дополнительной покупки, расходных материалов и запасных частей.

Рассмотрев особенности устройства, положительные и отрицательные стороны, его применения, хозяева лодок задумываются о переоборудовании своих моторов. Учитывая высокую стоимость, следует четко понимать целесообразность этой операции. Для этого надо проанализировать особенности основных условий эксплуатации судна. Это даст возможность сделать правильный выбор и понять необходимость использования этих приспособлений, для конкретного случая.

Специальные смазки Quicksilver

Универсальная антикоррозийная смазка Quicksilver 2‑4‑C

Смазка содержит тефлон и предназначена для использования в любых механизмах судов, в том числе при сверхвысоких нагрузках. ..

Универсальная антикоррозийная смазка Quicksilver 2‑4‑C

Смазка содержит тефлон и предназначена для использования в любых механизмах судов, в том числе при сверхвысоких нагрузках.

Универсальная антикоррозийная смазка Quicksilver Anticorrosion Grease

ВНИМАНИЕ: данная смазка снята с производства, более не поставляется и заменена на смазку Quicksilver Extrem..

Многоцелевая смазка Quicksilver Engine Assembly Grease

Специальная судовая смазка предназначена для смазывания узлов и компонентов двигателя при его ремонте и сборке. ..

Многоцелевая смазка Quicksilver Multi Purpose Extreme Grease

Специальная судовая смазка предназначена для высокотемпературных узлов и тяжелонагруженных сопряжений.

Многоцелевая смазка Quicksilver Multi Purpose Extreme Grease

Специальная судовая смазка предназначена для высокотемпературных узлов и тяжелонагруженных сопряжений.

Многоцелевая смазка Quicksilver Multi Purpose Extreme Grease

Специальная судовая смазка предназначена для высокотемпературных узлов и тяжелонагруженных сопряжений.

Специальная смазка Quicksilver Needle Bearing Grease

Смазка предназначена для использования в игольчатых подшипниках. Смазка отличается исключительной водостойкостью. Слой см..

Специальная смазка Quicksilver U-Joints and Gimbal Bearing

ВНИМАНИЕ: вместо данной смазки возможно использование смазки Quicksilver Extreme Grease: — три картриджа по 85 гр.

Специальная смазка Quicksilver U-Joints and Gimbal Bearing

ВНИМАНИЕ: вместо данной смазки также возможно использовать смазку Quicksilver Extreme Grease:

Специальная смазка Quicksilver Engine Coupler Spline Grease

ВНИМАНИЕ: вместо данной смазки также возможно использовать смазку Quicksilver Extreme Grease:

Дозатор Mixmetrix для смешивания масла с бензином Удобная мерная емкость, позволяющая мгновенно отмерить необходимое количество моторного масла для смешивания с бензином.

Противоугонное устройство для лодки, катера или подвесного мотора «Стоп-Якорь» Удобный грунтовой якорь, защищающий вашу мотолодку, катер или лодочный мотор от кражи или угона.

Плавающий брелок для ключей с логотипом Attwood

Сделан из приятного на ощупь вспененного материала. Является незаменимым для ключа замка зажигания лодочного мотора; в случа..

Принцип работы

Если разобраться, то схематически и гребной винт и водометный двигатель работают по одному принципу. Лопатки насоса водомета подобно лопастям гребного винта берут воду со стороны носа судна и придав ей ускорение выталкивают в корму. Только происходит этот процесс не под днищем корабля, а в трубе, канале или тоннеле, как кому будет угодно, находящемся внутри судна и струя воды из водомета не уходит незамеченной вниз, а выталкивается из сопла, расположенного над поверхностью воды.

Таким образом, струя, выбрасываемая из сопла, создает реакцию благодаря которой судно движется вперед. Маневренность корабля с водометным двигателем достигается благодаря подвижности сопла в горизонтальной плоскости, а торможение и реверсивный ход изменением направления струи из сопла при помощи специальной заслонки.

Достоинства и недостатки

Давайте теперь и мы попробуем разобраться подробно в причинах популярности водометов среди одних судовладельцев и такой же горячей нелюбви других. Итак,плюсы:

  1. Основное достоинство водометных двигателей, это способность оборудованного ими судна передвигаться по мелководью. Отсутствие выступающих за обводы механизмов допускает не только подход к пологому берегу, но и возможность «залезть» на него. Мало того, включив реверсивный ход, такое судно струей воды способно самостоятельно стащить себя обратно в воду. Эти качества водометных движителей сполна используются военными, полицейскими и силами специального назначения при проведении молниеносных операций.
  2. Безопасность. Вращающиеся части водомета спрятаны в корпусе, исключая возможность травмировать находящихся в воде людей. Очень важное качество для любого спасательного судна. Кстати, гидроциклы и буксировщики воднолыжников именно поэтому оборудованы исключительно водометами.
  3. Защищенность подвижных частей работающего двигателя от различного плавающего мусора. Для каботажного, портового флота немаловажный нюанс. Да и рыболовам-охотникам, часто забирающимся в плавни и болота, такая способность явно придется по душе.
  4. Плавность хода и отсутствие вибрации и крена, плюс для любого прогулочного судна.
  5. Сравнительно простой спуск на воду и подъем из воды обратно.

И немного о недостатках:

  1. Высокая стоимость. В среднем водометный двигатель стоит в 1,5¬-2 раза дороже своего винтового собрата.
  2. Сложность в управлении судном с водометом у тех, кто привык к винто-рулевому комплексу. Причина в том, что у водомета очень мягкое и медленное сцепление и многие новички, привыкшие к немедленной реакции мотора на винтах, выжимают газ до отказа и получают «немного не тот эффект» в результате.
  3. Обрастание канала если судно долгое время находится в воде без движения. Заросший канал «крадет» до 20% скорости катера. Чистка же, требует основательной разборки двигателя, что является весьма трудоемким процессом.
  4. Существенная потеря мощности из-за трения воды в канале. Этому способствуют и технологически обоснованные места сужения на выходе канала и решетка всасывания на входе.

Смазка подшипникового узла

В комплекте с насадкой вам даётся шприц для смазки и туба с консистентной смазкой.

Мы рекомендуем смазку подшипника каждые 10 часов. Сделайте смазку частью вашей процедуры осмотра двигателя в конце каждого рабочего дня. Снимите колпачок с трубкой с пресс-маслёнки и, приставив к ней шприц, навёрнутый на открытую тубу, сделайте несколько качков, пока смазка не появится из трубки. Тогда снова толчком наденьте колпачок трубки на пресс-маслёнку.

Каждые 30-40 часов проводите шприцовку большим количеством смазки, чтобы удалить из подшипника всю влагу. Структура выходящей смазки показывает состояние в корпусе подшипника. Постепенное увеличение количества влаги в выходящей смазке указывает на износ сальников. Если смазка становится темной, грязно серой, подшипник и сальники должны быть осмотрены и, если необходимо, заменены. Некоторое обесцвечивание смазки нормально в течение периода притирки новых заменённых сальников.

Области применения

Конструкционные особенности позволяют использовать водометные двигатели на следующих типах судов:

  • военные катера, обеспечивающие высадку десанта;
  • патрульные катера и лодки различных государственных служб, требующие быстрого подхода и отхода от берега;
  • пожарные суда, использующие водометный двигатель в качестве водяного насоса;
  • прогулочные катера и яхты,высаживающие и принимающие группы туристов в самых труднодоступных местах побережья;
  • спортивные лодки, буксирующие за собой воднолыжников;
  • спасательные суда, вынужденные маневрировать в непосредственной близости от терпящих бедствие людей;
  • гидроциклы;
  • многие виды плавающей военной техники идут по воде именно на водометных моторах.

Водометные насадки для подвесных лодочных моторов

Водометная насадка – приспособление, позволяющее за час – два, даже новичку, переделать обычный подвесной мотор в полноценный водомет. По сути это центробежный насос, который с помощью лопастей импеллера (рабочего колеса), через водозаборник втягивает в двигатель воду и выталкивает под давлением в сторону противоположную движению лодки.

Плюсы водометных насадок:

  • Возможность включения реверса на полном ходу вперед,дающее мощнейший тормозной эффект.
  • Отсутствие переключений в редукторе – отсутствие износа механизма.
  • Несложное техническое обслуживание. Периодически (раз в 10-12 часов) требуется шприцевание специальной водостойкой смазкой.
  • Безопасность людей в воде около лодки (выше обсуждалось).

Минусы водометных насадок:

  • По разным оценкам после установки насадки мощность на выходе упадет на 20-30%.
  • Достаточно дорогой и хлопотный ремонт.

Использование в солёной воде

Ваша насадка изготовлена с использованием алюминия и нержавеющей стали. Эти материалы или обработаны соответствующим образом, или сами стойкий к коррозии. Но рекомендуем, когда вы не используйте двигатель, откидывать его так, чтобы насадка не касалась воды. Когда насадка используется в воде с количеством солей больше, чем в пресной воде, раз в год удалите металлический крепёж, старую смазку и повторно всё соберите. Невыполнение этого может кончиться закисанием крепежа, и резьбовые соединения могут отдаваться с трудом, или вообще не поддаваться разборке.

Обзор популярных моделей водометных насадок на лодочные моторы

Водометные насадки абсолютно без проблем становятся на подвесной лодочный мотор любой известной фирмы:Yamaha, Honda,Tohatsu,Suzuki и многих китайских клонов, являющихся точными копиями известных мировых брендов. Важное замечание, при правильном подборе водометной насадки, манипуляций с наращиванием транца под навесным мотором можно избежать. Установленная грамотно насадка опускается в воду лишь на высоту сопла!

Особой популярностью пользуется продукция таких фирм, как:

  • Outboard Jets, производитель США. Практически неограниченный выбор насадок на подвесные моторы, независимо от фирмы производителя, года выпуска, мощности. Примерный ценник: 100 000-150 000 рублей.
  • Yamaha, производитель Тайвань. Возможно, недоверие к производителю повлияло на цену: 50 000-80 000 рублей. Хотя заметим, рекламаций на продукцию тайваньских компаний не больше чем у остальных.
  • Suzuki, снова производство Тайвань. Довольно качественная сборка. Импеллер из нержавеющей стали. Ценник: 50 000-80 000 рублей.
  • «Карась», производитель Россия, Красноярск. Устанавливается и снимается за 10-15 минут. В зависимости от материалов цена: 40 000-50 000 рублей.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит заметить: основная причина неоднозначного отношения к водометным двигателям кроется в их тихоходности и маломощности в сравнении с гребным винтом. Несмотря на однозначно выдающиеся положительные качества, кои мы перечислили неоднократно, при прочих равных водомет останется в проигрыше. Его удел, на наш взгляд, параллельное сосуществование с винто-рулевыми системами, но заменить в обозримом будущем он их не сможет.

Применимо к российским реалиям, водометные насадки наиболее оптимальный вариант, ибо приобретение и установка полноценного водометного двигателя, удовольствие не для всякого кошелька.

Ссылка на основную публикацию
Похожее