Корма корабля в морской терминологии называется термином «ют» и является задней частью судна. Носовая оконечность корпуса корабля («бак») и средняя часть («шкафут») предназначены для размещения служб жизнеобеспечения команды, вооружения, а также мест отдыха матросов, свободных от вахты. Корма на морских и океанских судах — это зона размещения кают капитана и его помощников, в кормовой части расположено машинное отделение судна, передаточные валы и гребные винты. Там же находится руль и все механизмы управления. В отдельном кормовом помещении находятся регалии, награды и парадная атрибутика судна.
Что такое корма корабля?
Корма парусного корабля в XVIII-XIX веках отличалась богатым оформлением, наружной отделкой из ценных пород дерева, множеством балюстрад и резных карнизов. Внутреннее убранство кормовых помещений также носило признаки роскоши, полы устилались коврами, стены и потолок обшивались панелями полированного красного дерева. Корма корабля — это главная его часть по всем показателям.
Судостроительные фирмы Великобритании, которые долгое время доминировали на рынке парусных судов, галеонов, чайных клиперов, фрегатов и корветов, старались привлечь заказчика именно дороговизной отделки. Считалось престижным построить судно с вызывающе роскошными каютами, при этом мореходные качества корабля нередко отодвигались на второй план. И поскольку корма корабля была наиболее подходящим местом для размещения атрибутов роскоши, то все внимание судостроителей было обращено туда. Особенно дорогие заказы выполняла шотландская фирма Scott & Linton.
Общее устройство корпуса маломерного моторного судна
Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:
Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.
Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль , заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем , а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) . Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка , которая совместно с транцем образует моторную нишу . На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.
Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты , которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.
Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.
Верхние части шпангоутов соединены бимсами , которые служат опорой для карлингсов на которые укладывается настил палубы . В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы . Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним — на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.
Для установки бортовой (наружной) обшивки и днища к шпангоутам крепятся стрингеры . По периметру настила палубы установлен планширь , который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.
В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.
По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).
Роскошь и стихия
Никого не смущало то, что дорогие корабли с роскошными каютами на корме часто тонули, иногда даже при незначительном шторме. Море не прощало небрежности в расчетах, высокие волны заваливали судно набок, и оно уходило под воду вместе с позолоченными канделябрами и тяжелыми столовыми сервизами из чистого серебра.
Наиболее ярким примером того, как роскошь победила здравый смысл, является гибель трансатлантического судна «Титаник», произошедшая весной 1912 года. Корабль был построен на верфи судостроительной в Белфасте и на тот момент являлся самым большим и самым роскошным судном в мире. Красное дерево, позолота, шелк, художественное витражное стекло в каютах первого класса, традиционно расположенных в кормовой части огромного океанского лайнера… 14 апреля 1912 года, на четвертый день после начала путешествия «Титаник » столкнулся с айсбергом и затонул. Стоило ли противопоставлять роскошь стихии? Ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Стационарные
Раздатчики кормов стационарного вида монтируются в помещениях, и раздача кормов ими выполняется транспортерами, в качестве механизма привода у них выступают эл. двигатели.
Между собой стационарные раздатчики для ферм подразделяются по типу транспортера – ленточные, ленточно-планочные, ленточно-цепочные, скребковые и т.д.
Суть процесса подачи кормов у такого вида раздатчиков сводится к выгрузке кормов из бункера (мобильного раздатчика) на транспортер, установленные на дне желоба-кормушки. Транспортер производит перемещение корма по всей длине помещения, обеспечивая равномерное распределение его для всего поголовья, находящегося в помещении.
К достоинствам этого вида кормовых раздатчиков относится сравнительно простая конструкция, малая занимая площадь, возможность применения в небольших помещениях, где использование мобильных видов раздатчиков не представляется возможным.
КРС-15
Примером кормового раздатчика стационарного вида скребкового типа является КРС-15 Брацлавского опытного завода, предназначенного для транспортировки измельченных сухих и сочных стебельчатых кормов (силос, сенаж, зеленая масса), а также кормосмесей.
КРС-15 является открытым транспортерным раздатчиком с горизонтальным положением, монтируется он на дно желоба-кормушки, состоящий из двух каналов подачи корма, окольцованных между собой и располагающихся параллельно друг другу.
Конструкция его включает ограждение, внутри которого движется рабочий орган – цепно-скребковый транспортер. С одной стороны имеется привод транспортера, а с другой – устройство натяжения транспортера.
Принцип работы этого кормораздатчика прост. Из любого подающего устройства (мобильный раздатчик, бункер) корм выгружается в ограждение, внутри которого базируется транспортер. Далее задействуется привод транспортера за счет эл. двигателя. Транспортер приходит в движение, скребок захватывает часть корма и перемещает его по ограждению. Поскольку транспортер закольцован, процесс раздачи кормов считается завершенным, когда первый скребок, захвативший корм, совершит полный оборот по кольцу, после этого привод раздатчика отключается.
ТВК-80Б
В качестве ленточного раздатчика рассмотрим модель ТВК-80Б. Состоит он из ленточно-цепочного транспортера, установленного внутри желоба-кормушки. Лента только одна, закольцованного типа. С одной стороны раздатчика имеется редукторный привод с эл. двигателем, а с другой – ведомый барабан с механизмом натяжки ленты.
Загружается транспортер кормом из бункера или мобильного раздатчика, приводной механизм запускается, и транспортер перемещает и распределяет корм по всей длине помещения.
Схема кормораздатчика ТВК-80Б
Технические характеристики
Производственные характеристики этих двух кормовых раздатчиков приведены в таблице:
Характеристики | Ед. измерения | КРС-15 | ТВК-80Б |
Тип транспортера | — | цепно-скребковый | цепно-ленточный |
Расположение | — | горизонтальное | горизонтальное |
Длина фронта кормления | м | 40 | 74 |
Производительность | т/ч | 15 | 38 |
Обслуживаемое поголовье | — | 180 | 62 |
Мощность электромотора | кВт | 5,5 | 5,5 |
Как видно из таблицы, кормораздатчик ТВК-80Б по всем параметрам, кроме обслуживаемого поголовья, превосходит КРС-15. Высокий показатель обслуживаемого поголовья у КРС-15 обеспечивается параллельностью движения скребкового транспортера.
Корма и двигатель
С появлением винтовых движителей корма корабля стала видоизменяться, обводы подводной части должны были соответствовать инженерным требованиям гидродинамики. Надводная часть кормы тоже изменилась, стала более строгой, исчезли барочные признаки роскоши. Постепенно вся задняя часть судна превратилась в командный пункт, лишенный излишеств, где были сосредоточены приборы морского оснащения и навигационные карты.
Скорость и маневренность
От формы кормы судна зависит его скорость и маневренность. Главная часть поворотного механизма, расположенного на корме, это руль. Как правило, он представляет собой вертикальную пластину с углом поворота от 0 до 90 градусов. При этом используется только 60 градусов вертикального наклона руля, остальные 30 градусов находятся в «мертвой» зоне и не работают. Для эффективного поворота всего корпуса корабля, катера или лодки необходима обтекаемость кормы на нижнем ее уровне. При неправильном расчете кормовых обводов судно будет на повороте заваливаться на бок и терять скорость.
Морские сражения в XVIII-XIX веках всегда проходили по одной и той же схеме, каждый участник старался беречь корму от попадания снарядов. Разрушение кормовой части грозило судну неминуемой гибелью, корабль уходил под воду в считанные минуты. А если оставался на плаву, то терял управление, дрейфовал и в любом случае был обречен. Корма корабля всегда была самой жизненно важной его частью.
История изменений
- Обновление 0.5.14 добавлены модифицированные навыки для командира Steven Seagal.
:
- Обновление 0.5.15.1 заменено изображение у Steven Seagal.
:
- Обновление 0.6.6 озвучка Steven Seagal работает как остальные моды: если игрок выходит в бой с данным командиром, автоматически подгружается его собственная озвучка. Голос Steven Seagal становится доступен в виде модификации при наличии этого командира на аккаунте игрока. Игроки смогут выбирать озвучку Steven Seagal как модификацию.
:
- Обновление 0.6.8 введен Jack Dunkirk.
:
- Обновление 0.6.9 введен Isoroku Yamamoto.
:
- Обновление 0.6.10 у озвучки Steven Seagal возвращены быстрые команды.
:
- Обновление 0.7.1 введен Jean-Jacques Honoré.
:
- Обновление 0.7.2 Steven Seagal заменен на John Doe.
:
- Обновление 0.7.4 введен Виктор Знаменский.
:
- Обновление 0.7.4.1: исправлена ошибка, приводившая к тому, что в панели навыков командира Jack Dunkirk улучшенный навык «Мастер дымовой завесы» не имел отличительного знака улучшенного навыка;
- введены George Doe, Василий Знаменский, Bert Dunkirk, Charles-Henri Honoré, Franz von Jütland, Reinhardt von Jütland.
Обновление 0.7.5:
введен William Halsey.Обновление 0.7.6 исправлена ошибка, при которой уникальные командиры воспроизводили звуковые сообщения слишком часто.
:
Обновление 0.7.7 исправлена ошибка звуковой системы, приводившая к неправильной озвучке уникальных командиров при выборе модификации «Национальная+».
:
Обновление 0.7.9 в Адмиралтействе можно рекрутировать Franz von Jütland, Виктора Знаменского и John Doe.
:
Обновление 0.7.11 двунациональный командир Александр Овечкин теперь имеет озвучку в зависимости от нации корабля.
:
Обновление 0.7.12 ряд уникальных командиров доступны в Адмиралтействе за дублоны.
:
Обновление 0.8.11 трассеры снарядов командиров Николая Кузнецова и Luigi Sansonetti теперь окрашены в красный цвет.
:
Обновление 0.9.2:
в описание талантов уникальных командиров добавлена информация о количестве возможных активаций талантов за бой.Обновление 0.9.4 исправлена ошибка, из-за которой в окне «Личного дела» командира Günther Lütjens иконки талантов и навыков накладывались друг на друга.
:
Обновление 0.9.11 исправлена ошибка, из-за которой талант «Молниеносный» у Andrew Cunningham давал неправильный бонус к скорости самолётов.
: